Марина Разгуляева
Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год. Ребёнок, переступивший порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.
Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.
Публикация «Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В работе я использую программу Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и ряд других.
В целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии при организации учебно-воспитательного процесса осуществляется интегрированный подход. Интеграция осуществляется через развитие речевого слуха, сенсорное развитие в области языка, формирование звукового анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словами в предложении.
Обучение детей звуковому анализу слова невозможно без развитого фонематического слуха, узнавания и различения неречевых и речевых звуков.
Фонематический слух – это врождённая способность, включающая в себя:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Я использую такие упражнения: «Помоги Тане добраться до дома», «Придумай имена, начинающиеся с определённого звука» и т. д.
Фонематическое восприятие – способность приобретённая, включающая в себя:
• Умение определять первый/ последний звук в слове;
• Умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
• Умение определить линейную последовательность звуков в слове;
• Умение определить количество звуков в слове.
Знакомя детей со звуковым анализом слова, т. е. определением порядка следования звуков в слове, установлением различительной роли звука, даю детям задания: «Определи, на какой звук начинаются (заканчиваются) слова»; «Что лишнее в ряду?» ; «Определи позицию звука в слове» ; «Подбери слово к схеме» и др.
Закрепление умения определять местоположение звука в словах проходит в играх «Как их зовут?», «Какое слово задумано?», «Звонкий – глухой».
В ходе игры "Поймай конец и продолжай" или «Цепочка» дети называют цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего.
Игры «Кто больше», «Города и страны», «Съедобное – несъедобное» - помогают научиться придумывать слова на определённый звук.
Знакомство со звуками проводится в определённой последовательности.
Знакомимся вначале с гласными звуками, с их артикуляцией. Дети делают анализ звукосочетаний, выделяют гласный звук в словах.
В игровой образной форме мы знакомим детей с мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими согласными звуками. На протяжении всей работы даю различные игры и задания на закрепление навыка звукового анализа слов.
Знакомство с буквами провожу в игровой форме, что значительно облегчает образовательный процесс. Важным моментом является совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, сразу даю его графическое изображение. Использую стандартную школьную кассу и игры такие как: "Найди букву среди других букв", "Найди и обведи букву" и др.
Знакомимся с буквой в определённой последовательности.
• рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что она похожа, выделение элементов, прослушивание и заучивание стихотворения о букве;
• «печатание» буквы в воздухе, далее в тетрадях по образцу;
• чтение слогов с изучаемой буквой, далее слов и предложений.
Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов - зрительный, речедвигательный, слуховой, тактильный. Известно, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.
Совмещение работы над звуком и буквой, тщательная, кропотливая работа над звуковым анализом, приводит к тому, что формирование навыка чтения происходит быстрее.
Обращаю внимание на осознанное чтение слов. В этом помогают такие игры, как: «Кто больше слов составит», «Накормите зверей», «Слоги рассыпались», «Лото». По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) учим детей, членить слова на слоги, предложения на слова и читать эти предложения. Дети усваивают разницу между словом и предложением, соблюдают паузы между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.
При работе на данном этапе хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т. е. письмо). Поэтому мы проводим упражнения с разрезной азбукой, печатание.
Хочется отметить ещё вот что, психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Ребёнок на занятии читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как работа не захватывает их. Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю игровым приёмам и детским играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Письмо – сложный навык и в полном объёме не доступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий.
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Для развития мелкой моторики, совместно с педагогами речевой группы, провожу следующие виды работы:
• Работа с бумагой, плетение, аппликации;
• Пальчиковая гимнастика;
• Игры с конструктором и мозаикой;
• Массаж кистей рук и пальцев;
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками ;
• Рисование и раскрашивание ;
• Игры с верёвочкой, шнуровки;
• Игры с пластилином;
• Вырезание ножницами;
• Графические упражнения, штриховки.
Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. В работе с детьми я использую подготовительные графические упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводку и штриховку контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов. Эти упражнения полезно выполнять на нелинованной бумаге. Ребёнок должен стараться не отрывать карандаш от бумаги и не прерывать линии. При этом дошкольник должен быть знаком с основными правилами штриховки и соблюдать их:
*штриховать только в заданном направлении;
*не выходить за контуры фигуры;
*соблюдать параллельность линий.
Что касается вопроса о том, нужно ли учить ребёнка до поступления в школу писать прописными буквами, ответ однозначен – этого делать не стоит. Можно работать с ребёнком в тетради с разлиновкой. Полезны упражнения, направленные на овладение рабочей строкой (ребёнок рисует фигуры – кружочки, квадраты и т. д., стараясь не выходить за строку, упражнения на выработку наклона. Все эти игры и упражнения являются важной подготовительной работой для успешного овладения навыком письма в школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности ребёнка.