Елена Шарапова
«Обучение дошкольников грамоте». Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Основным направлением своей работы я выбрала - обучение дошкольников грамоте.
Мне хочется поделиться опытом работы по обучению грамоте детей, с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.
Публикация «„Обучение дошкольников грамоте“, Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи в логопедической группе» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии, мы ввели более раннее начало обучения грамоте. Тут мы опирались на то, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивостью к звуковой стороне речи.
Другим важным моментом является совмещение работы, над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, мы сразу даем его графическое изображение - букву, упражняем детей в написании буквы печатным шрифтом, мелом на индивидуальных досках и карандашами в тетрадях. Это вызывает интерес к занятиям. Дети с удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании.
Знакомство с буквами проводится в игровой форме (игра "На что похожа буква", игра "Как построить букву" - из палочек, из элементов на фланелеграфе, затем дети сами строят буквы у доски (Р) двое ребят соединяют (один левую, а другой правую) руки опустив их вниз, и получается буква-М; или, встав лицом, друг к другу, соединяют обе руки, получается буква-Н, поэтому буквы легко запоминаются.
У детей первого года обучения уже есть потребность узнавать наряду с изучаемым звуком и соответствующую букву, а также графически изображать ее.
В игровой образной форме мы знакомим детей с мягкими и твердыми звуками.
Твердые звуки синие - как твердый синий лед, мягкие звуки зеленые — как мягкая зеленая трава, используются жесты ("кулак" - твердый звук, "щепотка" - мягкий звук, тем самым задействуя ассоциативный уровень мышления.
Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например, так: "Согласные буквы стоят смирно, вытянувшись прямо и твердо, если за ними становятся гласные а, о, у, ы, э (ма, а когда за согласными буквами становятся гласные - и, е, е, ю, я (которые смягчают все согласные буквы, то они сразу становятся мягкими, и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (мя).
Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов - зрительный, речедвигательный, слуховой, тактильный. Известно, что, чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Так, например, дети долго не могли усвоить понятия: "гласный, согласный звуки", так как они являлись для них абстрактными (звук нельзя потрогать, увидеть, попробовать на вкус, тогда мы ввели работу со шнурками (красный длинный шнурок — помогал усвоить гласные звуки, синий короткий согласные звуки). То есть у каждого звука была предметная соотнесенность.
Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.
Но дети не могут овладеть звуковым, анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слова предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить "слово" дает возможность картина - схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в
слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой - либо звук., будут заполнены не все клеточки - и он увидит, что где - то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки, под схемой.
Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.
При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове.
Для формирования у детей отчетливого представления о местоположении звука в слове мы используем игру "Найди свое место в слове". Чтобы дети лучше ориентировались в таких, понятиях, как начало, середина, конец слова, мы используем следующее: изображение рыбы, ящерицы. делится на три части ( соответственно: голова - начало слова, туловище - середина, хвост - конец, три карточки разного цвета обозначают (.красная - гласный звук, синяя - согласный твердый, зеленая - согласный мягкий). Затем логопед называет слово и просит определить место какого-либо звука в этом слове. Ребенок выходит к доске и соответствующей карточкой закрывает то место, где находится названный звук в данном слове. Если кто-либо из детей ошибается, другие его поправляют.
Закрепление умения определять местоположение звука в словах проходит в играх "Как их зовут?", "Какое слово задумано?'". Карточки для последней игры изготавливаются не только с учетом изучаемого звука и буквы, но и с учетом лексической темы изучаемой на данном этапе. (Р) При изучении, темы "Деревья" загадываются слова обозначающие названия деревьев.
Игра: "Поймай конец и продолжай" - в ходе этой игры дети называют цепочку слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего.
Игра: " Сколько звуков сосчитай, всем им место в слове дай" (карточки разделены на две части, в верхней половине числовой ряд, соответствующий количеству звуков в слове, в нижней кармашки для букв).
Совмещение работы над звуком и буквой, тщательная, кропотливая работа над звуковым анализом, приводит к тому, что формирование навыка чтения происходит быстрее.
Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) учим детей, членить предложения на слова и читать эти предложения. Дети усваивают разницу между словом и предложением, соблюдают паузы, между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения, усваивают некоторые орфограммы (правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу).
Здесь могут возникнуть трудности. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли. Тут необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит; чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Вообще при изучении слов, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т. е. письмо). Поэтому мы проводим упражнения с разрезной азбукой, печатание, а также, накопление слов с изучаемой орфограммой проходит в игре "Волшебные круги" (в центре круга написана орфограмма, (Р) правописание ШИ - ЖИ, а вокруг слоги. Дети должны соединить орфограмму со слогом и прочитать получившееся слово).
Хорошо использовать на занятиях рифмованные упражнения. Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т. д.) благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.
Хочется отметить еще вот что, психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Ребенок на занятии читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как работа не захватывает их. Поэтому особое внимание, мы уделяем игровым приемам и детским играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно - волевых и эстетических качеств личности ребенка.