Лучший педагог года

Образовательная кинезиология

Демкина Ольга
Образовательная кинезиология

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов образования дошкольников, является проблема здоровьесбережения. В последнее время все мы наблюдаем, как наши дети большую часть своего времени проводят в гаджетах, мало двигаются и окружающий мир становится для них менее интересным. Поэтому у детей наблюдаются проблемы с координацией движений, c развитием познавательных процессов, мелкой моторикой.

Актуальность данной проблемы способствовала поиску эффективных форм и методов работы для улучшения образовательной ситуации. По мнению многих авторов, такой формой работы может быть – кинезиология.

Итак, что же такое «кинезиология»? Кинезиология- это наука, о развитии головного мозга, через движение тела человека, это наука о движении мысли и чувств. Единство мозга формируется из деятельности двух его полушарий правого и левого. Левое полушарие мозга, математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, отвечает за восприятие слуховой информации, постановки целей и построения программ. Правое полушарие головного мозга гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, за координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Очень хорошо, когда у ребёнка на должном уровне развиты оба этих полушария.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, т. к. под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Термин «образовательная кинезиология», обозначает обучение через выполнение естественных движений. Образовательная или как ещё её называют педагогическая кинезиология, построена так, что обучение будет проходить успешнее при включении всех сенсомоторных функций организма ребёнка. Упражнения строятся таким образом, что в основе их лежит игра, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Почему я выбрала именно это направление в своей работе?

Работая с детьми разного возраста и опираясь на знания в их психо-физическом развитии я находилась в поиске эффективных средств. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения, возможности которых в практике детского сада реализуются далеко не полностью.

Известно, что работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается! Решить проблему неудач в обучении дают возможность кинезиологические упражнения. Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Таким образом, актуальность проблемы обозначила тему моей работы.

Я определила для себя цель: умственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений.

Достичь поставленной цели можно через следующие задачи:

• создать педагогические условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;

• развивать внимание, восприятие и память детей;

• повысить способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;

• формировать пространственные представления;

• развивать общую и мелкую моторики;

• расширить представление родителей о роли кинезиологии в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. В своей работе я использую упражнения по развитию крупной моторики, мелкой моторики и частые, повторяющиеся движения в определенной последовательности. При обучении ребёнок не просто сидит на месте за столом, а двигается, что даёт ему возможность быстрее усваивать материал через игры и специально подобранные упражнения.

Поскольку, кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, следовательно на практике, я использую комплекс, который позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Данные упражнения, я включаю практически в любое занятие всех пяти образовательных областей. Постепенно от занятия к занятию увеличиваю время и сложность упражнений. Учу выполнять движения сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях я предлагаю ребенку помогать себе командами («заяц-коза-вилка», произносимыми вслух или про себя.

Для эффективной результативности работы я учитываю определенные условия:

• Упражнения проводятся утром.

• Упражнения проводятся ежедневно.

• Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.

• Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.

• От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

• Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

• Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.

• Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.

• В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всего занятия.

По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.

Целью совместной деятельности, является прежде всего установление с детьми личностного эмоционального контакта и делового сотрудничества. В начале, для того чтобы заинтересовать детей я применяла различные игровые задания на карточках, обыгрывала игрушки.

Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. Даже для детей старшего дошкольного возраста это всегда становится сюрпризом. Много ли ребенку надо, чтобы почувствовать любопытство, а затем и желание участвовать в этом процессе - выполнении кинезиологических упражнений. Для того, чтобы привлечь внимание к выполнению заданий я использую игрушку. Перед детьми ставится познавательная задача, например, найти для Золушки проход в лабиринте, чтобы она могла попасть на бал. И для этого, чтобы руки работали ловко, я предлагаю им вначале помассажировать каждый пальчик, потом уже выполнить упражнение – например, «кулак-ребро- ладонь».После такой тренировки внимание активизируется, и дети без труда выполняют задание с лабиринтом на карточке.

Так же на занятиях, я применяю такие приемы, как подражание, действия по образцу, выполнение задания по словесной инструкции. Например, вначале, когда учим упражнение, то я применяю эти приемы, а потом усложняю задачу - ставлю ширму, и дети, не видя моего лица, а слушая только мой голос, начинают выполнять мои инструкции. Это очень тяжело для детей с нарушенным слуховым вниманием. Но когда эти приемы мы применяем постоянно, то детям становится легче, и они начинают внимательно выполнять задания.

Для повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в использовании кинезиологических упражнений при проведении занятий с дошкольниками, мною был проведён мастер-класс. В процессе которого, я познакомила педагогов с понятием «кинезиология», теоретическими основами ее применения в работе с детьми дошкольного возраста; показала значимость применения приемов кинезиологии для речевого развития дошкольников; поделилась опытом путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов.

Так же вместе с детьми эти упражнения выполняют и родители.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка

невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.

Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений для занятий с детьми в домашних условиях. Единство требований, направленное на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность мне добиться хороших результатов в развитии моих воспитанников.

Я использую следующие формы общения с родителями, которые обеспечивают и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и развития их детей:

• Групповые родительские собрания.

• Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации.

• Мастер – классы.

• Папки – передвижки, содержащие рекомендации по правильному выполнению кинезиологических упражнений.

• Буклеты с подбором упражнений.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного

взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Видны следующие результаты:

• снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

• улучшились навыки самообслуживания;

• развивается устная речь;

• формируется логическое мышление;

• улучшаются коммуникативные навыки;

• улучшаются внимание, память, воображение.

Это подтверждает сравнительный мониторинг познавательных процессов, характеризующих интеллектуальное развитие.

Я пришла к выводу, что образовательная кинезиология, которая является одним из относительно новых и интересных направлений в современной педагогике, помогает в развитии межполушарного взимодействия, а также способствует пониманию мира, самого себя, и взаимодействию с окружающей реальностью детям дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Консультация для родителей «Образовательная кинезиология»Консультация для родителей «Образовательная кинезиология» Консультация «Образовательная кинезиология». Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательная кинезиология
Опубликовано: 2 сентября 2024 в 16:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная кинезиология» (включая файлы) размещена пользователем Демкина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД