Светлана Тимохина
Образ женщины-матери в картинах русских художников
▼ Скачать +Заказ
Образ женщины-матери в картинах русских художников
ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тума
на,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Публикация «Образ женщины-матери в картинах русских художников» размещена в разделах
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
(Николай Заболоцкий -1953)
Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе, трепетному отношению к чувствам и ощущением каждого человека. Возможно, поэтому русские художники так часто изображали портретные композиции, на которых ярко сочетались эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы.
Недаром Максим Горький когда-то сказал, что художник – это сердце своей страны, голос всей эпохи. Действительно, величественные и элегантные картины русских художников ярко передают вдохновение своего времени. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном.
Сложно недооценить необыкновенные полотна этих мастеров величественного искусства, ведь под их кистью рождались поистине необыкновенные работы разнообразных жанров. Академическая живопись, портрет, историческая картина, пейзаж, работы романтизма, модерна или символизма – все они до сих пор несут радость и вдохновение своим зрителям. Каждый находит в них что-то более чем колоритные цвета, изящные линии и неподражаемые жанры мирового искусства. Возможно, такое обилие форм и образов, которыми удивляет русская живопись, связана с огромным потенциалом окружающего мира художников. Еще Левитан говорил, что в каждой нотке пышной природы заложена величественная и необыкновенная палитра красок. С таким началом появляется великолепное раздолье для кисти художника. Поэтому все русские картины отличаются своей изысканной суровостью и притягательной красотой, от которой так нелегко оторваться
Образ женщины-матери в картинах художников.
- Художники во все времена в своих произведениях изображали мать с ребёнком на руках, в образе Мадонны, в образе русской крестьянки, :
Перед вами картина Михаила Андреевича Савицкого "Партизанская мадонна" 1967г. Это самая замечательная его картина, она висит в Третьяковке. Михаил Андреевич Савицкий - мастер классической простоты. Дорого плачено за неё :
В годы Великой Отечественной войны он прошёл жесточайшие немецкие концлагеря, закончив их "академиями смерти" - Бухенвальдом и Дахау. Мог тысячи раз погибнуть, и даже должен был, совершая дерзкие побеги. Но выжил, чтобы рассказать обо всём виденном и пережитом.
Он долго собирался - по второму разу пережить это у кого хватит сил? Когда спустя двадцать лет после Победы стал писать партизанскую картину, на которой матери хоронят детишек, погибших в лесной блокаде, сердце разрывалось. "Как только начну на холсте "пеленать" детей - задыхаюсь. : Много раз бросал кисть, чтобы выйти на улицу, отдышаться", - вспоминает художник.
М. А. Савицкий о картине "Партизанская мадонна" : "Уходили в партизаны семьями, всем родом, всей деревней. Мой дядя ушёл в лес с женой, восемью дочерьми, внучкой. Ведь партизанский отряд - боевая единица, да? А кто будет хлеб убирать? А за ранеными ухаживать? А стирать? Всем работа нашлась. Об этом моя картина. Женщины убирают хлеб. Их труд охраняют партизаны. Отряд уходит на задание. А ОНА кормит маленького. Она должна быть - Мать. Если её нет - ничего нет. И жизни нет. Она такая: мощная, уверенная, устойчивая, ясная. Она всех будущих детей вскормит и сбережёт. Для мира, для счастья. Если это не мадонна, то кто же мадонна?"
На полотнах художника раздолье Алого и Золотого. Он встал всей силой духа на сторону Света.
Чёрный круг узников лагерей художник показал в картине "Мадонна Биркенау" : Мадонна лагеря Биркенау, улетающая с мёртвым младенцем из трубы крематория. Смысл картины «Мадонна Биркенау» заключается в том, что распятие мадонны с младенцем есть смертная вина, неискупимо павшая на каждого из живущих.
На доске “ПетроградскаяМадонна”
Вот и наступил XX век.
В искусстве XX века совершенно по новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.
Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К. С. Петрова-Водкина (1878-1939). После октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира. Своё осмысление происходящих исторических событий воплотил в прославленной “Петроградской Мадонне”.
Молодая женщина с ребёнком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но всё это лишь временный фон основного изображения женщины-матери.
Не случайно она повернулась спиной к городу. Её главные забота - это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много раз изображал в своих произведениях мать с ребё нком: его картина "Мать" 1915 год. В своих работах художник использует три цвета: красный, синий, жёлтый. По его мнению этих цветов достаточно для решения подлинно монументальных задач. взор кормящей женщины устремлён в будущее, связанное с появлением новой жизни, и одновременно погружён в себя, в родительскую судьбу, которая нераздельна с новым дыханием. Таким образом, жизнь матери удвоена.
Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника
А. А. Дейнеки (1899-1969).
Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.
Противопоставляя хрупкое, разморёное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка.
По новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны.
Все знают плакат Тоидзе “Родина мать зовёт”. В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого открытого взгляда женщины-матери.
Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери, молящейся за спасение человечества.
Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты.
Алексей Васильевич Кузьмич написал много картин с образом матери, у которых множество лиц - весёлых и печальных, в основном художник изображает образ матери в виде мадонн. В книге отзывов с выставки художника есть запись, что хочется жить, быть мамой, растить детей
Русскую живопись по праву выделяют из мирового художественного искусства. Дело в том, что до семнадцатого столетия, отечественная живопись была связана исключительно с религиозной темой. Ситуация изменилась с приходом к власти царя-реформатора - Петра Первого. Благодаря его реформам, русские мастера стали заниматься и светской живописью, произошло отделение иконописи как отдельного направления.
Семнадцатое столетие – время таких художников, как Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Тогда, в российском художественном мире зародился и быстро стал популярным портрет. В восемнадцатом веке появляются первые художники, перешедшие от портретной живописи к пейзажной. Заметна ярко выраженная симпатия мастеров к зимним панорамам. Восемнадцатое столетие запомнилось также зарождением бытовой живописи.
В девятнадцатом веке в России популярность получили целых три течения: романтизм, реализм и классицизм. Как и прежде русские художники продолжали обращаться к портретному жанру. Именно тогда появились известные во всём мире портреты и автопортреты О. Кипренского и В. Тропинина.
Во второй половине девятнадцатого столетия, художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Реализм становится центральным течением живописи этого периода. Именно тогда появились художники-передвижники, изображающие только настоящую, реальную жизнь.
Ну, а двадцатое столетие – это, конечно же, авангард. Художники того времени значительно повлияли как на своих последователей в России, так и во всём мире. Их картины стали предшественниками абстракционизма.
Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию
Песня о женщине.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете метится следами
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.