Ольга Чистякова
Конспект обобщающего занятия по развитию речи «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : подгрупповое логопедическое занятие (30 минут).
Класс: 2
Логопедическое заключение: ТНР (развитие речи)
Цель: Уточняла и закрепляла знания детей о времени года – весна, расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить и расширить представление о весне, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Публикация «Конспект обобщающего занятия по развитию речи „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
обучающиеся научатся:
- четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией,
- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3х слогов;
Личностные: (смотри пояснительную записку).
Метапредметные: (смотри пояснительную записку).
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением весны, весенних месяцев, мяч; листочки из тонкой бумаги на веточках.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся УУД
1. Организационный момент
– Сядет тот, кто отгадает мои загадки
Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… (Март)
Островок я вижу странный,
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружён не океаном,
А подтаявшим снежком. (Проталина)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край —
Нас теплом встречает … (Май).
Ученики входят в класс.
- Здравствуйте,
Ольга Александровна!
-Отгадывают загадки
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Артикуляционная гимнастика
Проведение артикуляционной гимнастики, контроль за правильностью выполнения упражнений.
Начинаем нашу зарядку:
- Улыбочка, заборчик, блинчик (счет до 5/ остудили, чистим зубки, горочка, чашечка (счет до 10, вкусное варенье (5 раз, маляр (5 раз, лошадка, грибок. За столом перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения:
Выполняют артикуляционные упражнения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: взаимный контроль в совместной де Регулятивные:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать оценку учителя;деятельности.
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Беседа о времени года
– Как вы думаете, какое сейчас время года?
– Как вы догадались?
– Какой день весной?
– Какая ночь?
– Что можно сказать о снеге?
– Что появляется из под таявшего снега?
– Перечислите зимние месяцы.
-Молодцы.
Сегодня мы с вами повторим всё, что знаем про «Весну»
Ответы детей:
Весна
-Тает снег, прилетают птицы, появляются первые цветы
-Длинный
-Короткая
-Снег начинает таять
-Начинают появляться первые цветы, подснежники
-Март, апрель, май
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
Дыхательная гимнастика
4. Упражнение «Листочки»
«Что бывает весной?»
– Пока мы с вами беседовали, на улице подул теплый ветерок, и к нам прилетели настоящие листочки. Посмотрите, какие они?
– Давайте заставим наши листочки шелестеть. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
– Листочки улетели и пригласили нас поиграть дальше.
– Подумайте и назовите, что бывает весной, что происходит в природе?
– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о весне, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.
Логопед раздает каждому ребенку Листья прикрепленные к «ветке» По сигналу подул ветерок, дети дуют на листики
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены весенние явления и назвать их.
Познавательные: извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения задач.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
5. Работа над фонематическим восприятием
Весной на улице бывает разная погода.
Я буду называть вам признак весны, а вы отвечаете, "что он делает?"
Солнце (что делает) — греет, светит,сияе6т,ласкает,слепит…
Подснежник (что делает? — Распускается, расцветает, появляется, вырастает, пробивается, радует… .
Ручьи (что делают) — бегут, звенят, шумят, журчат… .
Птицы (что делают) — Прилетают, строят, летают, поют…
Выполняют задание.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания.
Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.
6. Четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа. при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Игра «Назови ласково» с мячом
– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Солнце-солнышко Сосулька – сосулечка
Ручей- ручеек Дерево- деревце
Ветер- ветерок
Лёд- ледок
Цветы- цветочки
Выполняют задание.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию.
7. Составление предложений о зиме по картине
– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.
– Начните свое предложение со слова ручей, солнце, подснежники, дети, птицы
Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.
– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
Логопед помещает на наборное полотно картину.
Выполняют задание.
Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7. Физминутка
Мы работали, устали.
Дружно из-за парт все встали.
Весна-красна, ты с чем пришла?
С цветами, с травой, с лошадкой вороной.
Мы на ней поскачем по траве луговой,
К воде ключевой.
Солнышку улыбнёмся,
Домой к мамочке вернёмся.
Руки в стороны, поклониться.
Руками указать на траву, цветы, взять поводья.
Подскоки на месте.
Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.
Соответственно.
Сесть на свои места.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Коммуникативные:
уметь использовать речь для регуляции своего действия;
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу;
8. Упражнение «Что изменилось?»
– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.
Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением весны.
Выполняют задание.
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества с о взрослыми в различных социальных ситуациях.
9. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
а) Весна какая? – (Теплая, ласковая, солнечная, ранняя, яркая).
Снег какой? — (последний, мокрый, грязный).
День какой? — (длинный, ветреный).
Капель какая? — (весенняя, апрельская, звонкая, первая, частая, медленная, утренняя,).
Сосулька какая? – (тающая, прозрачная, мокрая,).
б) О чем можно сказать:
Теплый что? — день, вечер, ветер…
Мокрая (ый) что? — … (погода, снег, капель, сосулька).
Цветущее (распускающееся) что? — … (Цветы, трава, дерево).
Выполняют задания
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
11. Рефлексия деятельности.
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что понравилось?
- Вы сегодня молодцы! Хорошо справились с заданиями.
- Какое задание было самым сложным?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Спасибо за урок. До свидания! Мы сегодня говорили о весне
Играли с листочками, делали арт. гимнастику
Ответы детей
До свидания! Личностные: развитие
«Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков.
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;