Сычева Олеся
Конспект занятия «Обитатели морей» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Коррекционно-образовательные задачи. Формирование новых и закрепление имеющихся представлений об обитателях морей. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие мышления и связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие навыков согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже, развитие навыка образования множественного числа, развитие словаря прилагательных.
Публикация «Конспект занятия „Обитатели морей“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
1. Приветствие. Организационный момент. (создание благожелательной атмосферы, знакомство с темой занятия)
(Логопед включает звуки морского прибоя и крики чаек.)
Логопед : Мы с Вами оказались на берегу моря. Садись на «песочек». Что вы слышите? (шум прибоя, крики чаек, шум ветра, шелест гальки)
Логопед : Давайте закроем глаза и послушаем звуки, подышим морским воздухом (вдох через нос-выдох через нос; вдох через рот- выдох через рот; вдох через нос-выдох через рот; вдох через рот-выдох через нос).
Логопед : Ребята, к нам в гости сегодня приплыла чудесная русалочка, но у нее по пути к нам порвалось жемчужное ожерелье, и все бусинки расплылись по всему морскому дну. Поможем русалочке собрать бусинки?
Ребята: ДА!
Логопед : Первая бусинка закатилась к морским обитателям, они отдадут бусинку, если вы угадаете загадку про морских обитателей.
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям.
(Рыбы)
Головоногий то моллюск –
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?
(Кальмар)
Над морской звездой победу,
Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал.
(Морской ёж)
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне.
(Морская звезда)
Ракообразная малышка
Меняет цвет. Уж это слишком!
Морских глубин цветная детка
Та симпатичная
(Креветка)
Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех…
(кит)
Логопед : Молодцы, вот ваша первая бусинка.
Игра: «Собери картинку»
Логопед : Чтобы узнать, где находится следующая бусинка нужно собрать картинки. И назвать, кто изображен на них, начиная предложение со слов:» у меня на картинке…» или «я собрал картинку с изображением…».
( Дети собирают разрезанные картинки и составляют предложения: морская черепаха, акула, осьминог, кит, дельфин, медуза)
Отвечают ребята.
Логопед : Сейчас я расскажу интересные факты о каждом из них. Слушайте внимательно.
Морские черепахи- не умеют втягивать в панцирь ни ни голову, ни конечности-ласты. Их панцирь в длину может достигать 1,4 метра (показать на примере длину).Неуклюжие на берегу, но быстрые в воде.
У акул много острых зубов. Акулы-хищники. Самый маленький размер акулы – 15 см, самый большой – до 12 метров. Интересно, что акулы имеют и верхние и нижние веки, но при этом никогда не моргают. Они имеют отличное зрение, слух и обоняние.
Осьминоги имеют три сердца. Осьминоги — чистюли: своё жилище они «подметают» струей воды из воронки, а объедки складывают снаружи в мусорную кучу. Тело необычайно мягкое, гибкое и эластичное. Оно позволяет осьминогу проникать в самые узкие щели и отверстия в скалах и рифах.
Синие киты – самые крупные животные на планете. Они очень плохо видят, а также лишены обоняния и чувства вкуса. Киты могут петь песни.
Дельфины могут очень высоко выпрыгивать из воды. В отличие от других животных, дельфин спит наполовину — т. е у него один глаз спит, другой нет. Люди издревле полюбили этих славных морских млекопитающих за их высокий интеллект.
Медузы-их тело состоит из воды, поэтому попадая на сушу они быстро погибают. У медуз нет глаз. Щупальца медуз могут ужалить. Некоторые медузы могут светиться в темноте.
Логопед : Молодцы! Вы справились с заданием и получаете вторую бусинку.
Игра с массажным мячом «Футбол ежом»
Логопед : У морского ежа спрятана еще одна бусинка, он отдаст ее вам, если вы старательно выполните упражнения для пальчиков. Повторяйте за мной:
Играть в футбол морским ежом - перекидывают мяч из одной руки в другую
Решили окунишки, - катают мяч вперед - назад
И скоро стали решетом - сжимают и разжимают мяч в правой ладошке
Их новые штанишки. - сжимают и разжимают мяч в левой ладошке
За эти милые дела - трут мячом по правой ладошке
Их дома трепка бы ждала. - трут мячом по левой ладошке
Но рыба добрая – игла - сжимают и разжимают мяч в правой ладошке
Зашить штанишки помогла. - сжимают и разжимают мяч в левой ладошке
Логопед : Молодцы! Бусинка ваша!
Игра: «Назови части тела рыбы» : -
Логопед : Следующее задание от рыбки.
Внимательно рассмотрите изображение и назовите части тела рыбы (Туловище, голова, глаза, рот, плавники, хвост, жабры, чешуя, спинка).
«У рыбы – у рыбки»
- у рыбы хвост, а у рыбки хвостик
- у рыбы зубы, а у рыбки.
- у рыбы плавники, а у рыбки…
- у рыбы глаза, а у рыбки.
- у рыбы рот, а у рыбки…
- у рыбы брюхо, а у рыбки…
- у рыбы спина, а у рыбки…
(Вручаем бусинку)
Упражнение: «Подбери слово»
(Подбор глаголов к заданному слову, ответ полным предложением. Взрослый просит подобрать слова-действия к слову «рыба». Ребенок отвечает: «Рыбу можно (разводить, ловить, чистить, мыть, разделывать, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, есть)».
(Вручаем бусинку)
Упражнение: «Какое слово не подходит?»
(Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.)
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
(Вручаем бусинку)
ФИЗМИНУТКА (-Ребята, давайте немного отдохнем)
«Морские рыбки»
рыбки резвятся - бегают врассыпную
в воде кружатся - кружатся
Весело ныряют, - приседают и встают
Пузыри пускают, - вращают руками, согнутыми в локтях
Друг дружку догоняют! – бегут друг за другом
Игры и упражнения:
«Назови ласково» с мячом
- ерш – ершик
- сом -…. - щука -…. - медуза -… - плавник -….
- пескарь. - карась -… - плотва -…. – хвост -….
- звезда -…. - дельфин -… - мурена -…. – чешуя -….
- черепаха -…. – осьминог-…. – краб -…. и т. д.
(Вручаем бусинку)
«Возьми картинку» картинки расположены на магнитной доске.
Задания детям
- возьми картинку в нижнем левом углу, кого ты взял
-//-//-//- между …. и….
-//-//-//- под….
-//-//-//- над…
-//-//-//- слева от…
-//-//-//- справа от… и т. д.
(Вручаем бусинку)
Развитие мелкой моторики.
«Нарисуй волны и раскрась»
(Вручаем бусинку)
«Скажи наоборот» (-Последнее задание для вас)
- акула большая, а карась - ….
- карп сытый, а щука -…
- краб пугливый, а дельфин-…
- хвост длинный, а плавник -….
- акула морская, а щука -…
- дельфин красивый, а акула-… и т. д.
(Вручаем бусинку)
ИТОГ занятия :
-Ребята, ну что, мы помогли Русалочке собрать жемчужины. Теперь она может спокойно возвращаться домой.
-Что вы сегодня узнали нового о морских обитателях?
-Какое задание было самым интересным?
-Какое задание было самым легким?
-Какое задание было самым трудным?
-Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Молодцы!