Юлия Жукова
Консультация для родителей «О поощрениях и наказаниях детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
О поощрениях и наказаниях детей дошкольного возраста.
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение, но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Не нанесет ли это травму детской психике?
Психологический смысл наказания.
Состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание, и следующее за ним прощение провинившегося ребенка, способствуют снятию напряжения, возникающего у малыша в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, что он при этом испытывает: вину, раскаяние, беспокойство, замешательство, обиду, унижение. Именно от того, какие эмоции испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность воспитательной меры, так как чувства ребенка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.
Психологический смысл поощрения.
Заключается в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Поощрения детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей. Успешное завершение какого-то дела, достижение цели сами по себе сопровождаются положительными чувствами радости, гордости. Эти эмоции возникают и без поощрения и являются наградой за приложенные ребенком усилия. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные на детях разных возрастов, показали, что чем меньше вознаграждение малыша, тем больше его удовлетворенность от работы.
Физические наказания.
Этот вид наказания остается наиболее популярным у большинства современных родителей. Но несмотря на очевидный вред, физические наказания весьма эффективны: на какое-то время ребенок становится послушным и тихим. Но только на время и пока над ним господствует страх. Очень часто родители теряют рычаги управления ребенком в тот момент, когда он перестает их бояться.
Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерными.
Известный педиатр Б. Спок пришел к выводу, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. Сказанное вовсе не означает призыва к палочной дисциплине и жестокости. Д. Добсон сформулировал шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.
1. Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.
2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.
3. Отличайте своеволие от детской безответственности.
4. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.
5. Не требуйте невозможного.
6. Руководствуйтесь любовью.
Описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.
Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу за проступком. Нельзя наказывать ребенка за поведение, которое естественно вытекает из его потребности в познании окружающего мира. В противном случае он может вырасти вялым, малоинициативным.
Объяснив малышу причину события, вы поможете ему предусматривать последствия своих действий и понимать связь различных, пока еще разрозненных в его сознании явлений.