Приложение МААМ

Консультация «Поддержка инициативности детей дошкольного возраста»

Людмила Харченко
Консультация «Поддержка инициативности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка инициативности детей дошкольного возраста». Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Публикация «Консультация „Поддержка инициативности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, заданных Стандартом, поддержка индивидуальности осуществляется через способы и направления поддержки детской инициативы :

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Одним из главных условий поддержки инициативности детей, выступает образовательная среда, состоящая из нескольких компонентов: предметно- пространственной развивающей среды и социального компонента, включающего взаимоотношения между взрослыми и сверстниками, отношение ребенка к миру, окружающим, самому себе. Правильно организованная предметная среда стимулирует познавательную и творческую активность, обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых. Поэтому развивающая среда насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который обеспечивает выбор деятельности по интересам, позволяющий ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Поддерживая инициативность детей, педагоги используют различные методы, с помощью которых стимулируют и направляют деятельность детей. Особенность методов в том, что они представляют собой некий условный план, который задаётся соответствующей системой правил.

Одним из эффективных форм работы по поддержке инициативности детей является групповой сбор, позволяющий развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как: чувствовать себя значимым; управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми; веселиться и развлекаться.

Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В педагогической практике педагоги используют такие мотивации, как:

-игровую,

-мотивацию общения,

-мотивацию личной заинтересованности.

В основе мотивации – приоритетная деятельность и общение.

Одна из важных потребностей ребенка удовлетворение его желаний и стремление выразить другим свои внутренние чувства, убеждения, установки. Это происходит через самовыражение, в процессе которого у ребенка возникает ощущение успешности, через: предоставление детям возможности выбора деятельности; поддержку инициативы; стремление к импровизации при самостоятельном воплощении детьми художественных замыслов; через создание условий для работы с разными материалами; вовлечение детей в различные виды творческой деятельности; поощрение проявления творческой непосредственности; оценивание инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла; организацию выставок детского творчества.

Таким образом, интересная содержательная жизнь дошкольников будет только в том случае, когда педагоги будут использовать разные способы поддержки инициативности детей такие как :

-выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

-приобщение к труду, социальным, нравственным нормам и т. д. ;

-похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

-положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

-поощрение ( в процессе деятельности: активности, творческого, не схожего с предложенным образцом результата, задумки, подхода ребенка и т. д.);

-проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

-косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

-создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т. д.);

-личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

-отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

-предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

-неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);

-создание предметно – пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь, для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

-наглядное обеспечение: выбор различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой. Сменность материала: художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи, музыкальных и спортивных атрибутов);

При поддержке инициативности детей воспитатель ориентируется на следующие подходы в педагогике: социокультурный подход, поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией, и должно рассматриваться во взаимосвязи с окружающей современной средой. Деятельный подход, так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, и формируются и проявляются в деятельности. Личностно – ориентированный и субъектный подходы, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект. В связи с этим педагог не только признает, но и относится к ребенку, как к субъекту детских видов деятельности.

Следует акцентировать внимание на том, что подходы, направления и способы поддержки инициативности детей могут реализовываться, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности педагога и дошкольника.

Так в каких видах деятельности может проявляться инициатива? Легче всего ребенку проявить инициативу в самостоятельной деятельности: выбор атрибутов, ролей, игр, компаньонов и др. Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Например, игровая ситуация: «Тени на стене». В групповом помещении один ребенок увидел, что стена освещена солнцем и на ней видна его тень. Ребенок стал играть с ней. Другие ребята тоже заинтересовались необычным природным явлением. Воспитатель, поддержав инициативу детей, разыграла теневой театр, где дети приняли активное участие. На прогулке был проведен эксперимент «Солнечный зайчик». Таким образом, педагог, не только поддержала инициативу детей, но и включила ее в образовательную деятельность.

Самообслуживание. «Я - сам», «Я - могу», «Я - справлюсь» ребенок выдвигает себя, стремясь выделиться или заслужить одобрение. Не нужно сдерживать такие инициативы, а следует добиваться осознанности и уверенности в своих силах. Это замечательная возможность показать ребенку, что взрослый верит в успех детских начинаний. Ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями и стремиться, все делать сам.

В трудовой деятельности проявляется инициатива – примера. Например: Оля в уголке природы, заметила сухие листья, стала убирать их. Деятельность ребенка привлекла внимание сверстников. Педагог инициативу Оли поддержал, ребята очистили растения от старых листьев и пыли.

Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности : ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

Познавательная деятельность. Познавательно-целевая инициатива «Вопрос-ответ». Любое занятие строится на ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать. Как быть педагогу в такой ситуации?

В образовательной ситуации «Кем быть?» педагог рассказывал о разных профессиях. Миша стал интересоваться профессией «космический полицейский». В данной ситуации, педагог мог бы сказать, что нет такой профессии и продолжить занятие, но он решил поддержать детскую инициативу и начал обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе.

Еще один пример поддержки инициативности. Воспитатель, предварительно подготовив конспект НОД «Домик для куклы Маши», привлекает внимание детей плачем куклы, задает вопросы детям, почему, по их мнению, кукла плачет. Дети выдвигают свои версии: кукла проголодалась, заблудилась, и не может найти свой дом. Тогда педагог подводит детей к варианту, что нужно построить домик, для куклы, только не предлагает детям материалы, из которых будет построено здание, а поддерживает инициативу детей в выборе средств. Кто-то из ребят выбирает конструктор, кто-то кубики, а некоторые дети, решат нарисовать его на бумаге. Задача воспитателя поддержать детское решение и обговорить, почему такой выбор хорош.

Однако замечено что дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот.

Продуктивная деятельность. В образовательной деятельности «Фартук для мамы», педагог показал образец раскрашивания фартука в народных мотивах. Ребята принялись за работу. Юля раскрасила фартук - гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. Олеся, сидящая рядом, сделала Юле замечание, что работа сделана не по образцу. Юля ответила: «А моя мама - спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук». Педагог похвалил девочку и предложил вечером раскрасить фартук, кто как хочет.

Двигательная активность. Выполняя игровое упражнение «По мостику», педагог говорит: «Юра, шагай по мостику. Не бойся! Мостик широкий, шагай на носочках, чтобы в пропасть не упасть. Вот, молодец! Даша, а теперь ты шагай по мостику». Девочка смущено улыбается и продолжает стоять.

- Она боится в пропасть упасть, - сказал Дима.

- А вот и не боюсь, мы с Ольгой Ивановной пойдем, вот нам и не будет страшно!

В данной ситуации педагог поддержал инициативу ребенка.

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям мы относим: создание предметно-развивающей среды.

Таким образом, сутью развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Мы разобрали некоторые способы поддержки инициативы. Как поддержать инициативность ребенка в коллективе, не в ущерб других детей. Если взрослый пытается сделать за ребенка то, на что тот и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Но и устранение педагога от детей и от детской деятельности вовсе не означает поддержку инициативы. Нужно построить образовательный процесс, так, чтобы услышать и поддержать мнение каждого ребенка. И поэтому, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразней деятельность ребенка, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Как говорилось выше, инициативу проявляет тот, кто в себе уверен, так вот, чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале обучить их практическим навыкам, а это одна из основ уверенности. Педагогу необходимо выстроить так предметно-развивающую среду, чтобы у ребенка была возможность организации разнообразных игр, проявлении любознательности, изобретательности. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.

Рассмотренные примеры показывают, что разные способы поддержки инициативности детей эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.

В заключение отметим, что занимающая важное место в структуре ФГОС ДО поддержка инициативности детей является залогом успешного развития таких социально-значимых качеств ребенка, как инициативность, самостоятельность и способность брать на себя решение задач, обладающих просоциальными ценностями, осознавать необходимость достижения цели с позиции должного.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста» Упрямство и капризы у детей очень частое явление. Иногда встречаются жалобы родителей только на упрямство, иногда – только на капризы, а.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста»Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст это сложный период становления ребенка, формирование его личности. Приходя в детский сад дети имеют разный запас знаний.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Поддержка инициативности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 января 2020 в 21:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Поддержка инициативности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Харченко (УИ 367293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД