Ольга Дармаева
Консультация «Нужен ли логопедический клуб для родителей в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нужен ли логопедический клуб для родителей в детском саду?»
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения. На данный момент, актуальной проблемой в дошкольном возрасте стало увеличение детей с нарушениями речи. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи, с чем проблема их выявления и коррекции становится неоспоримой. Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Родители наших воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада – это поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей.
Публикация «Консультация „Нужен ли логопедический клуб для родителей в детском саду?“» размещена в разделах
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. В своей работе мы используем разные формы работы с родителями. Примером инновационной формы работы с родителями нашего ДОУ является организация логопедического клуба «Говорушки». В клубе проводятся различные формы работы с родителями : родительские собрания, анкетирование. При анкетировании получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка. Зная определенные проблемы, мы создаем копилку «Домашний логопед». Эта форма работы хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителей с детьми. В копилку, постоянно, добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени, памятки. Это позволяет родителям увидеть, чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков. Это описана устная форма работы. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда являет-ся тетрадь для домашних занятий. Эта совместная работа помогает родителям научиться вместе с детьми, преодолевать трудности учения. Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Также, родители фиксируют записи достижений ребенка в устранении речевых недостатков в «Дневнике успеха».
Когда родители осмыслили всю информацию и у них возникают вопросы, они могут использовать почтовый ящик «Задай вопрос логопеду». Эта форма позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. С другой стороны, эта форма дает возможность логопеду тщательно обдумать вопрос, посоветоваться с коллегами и другими специалистами и подобрать материал по конкретной проблеме.
Консультации организуются с целью ответить на все интересующие во-просы родителей. Для наглядного удовлетворения и естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду, проводится день открытых дверей. Это знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы логопеда, его манерой общения с детьми может многому научить. Родители приходят на занятия, смотрят, учатся, практикуются. Иногда пробуют сами позаниматься с ребенком в кабинете.
Чтобы действия родителей были последовательными и точными, необходимы знания. Для этого проводим мастер-класс, который позволяет родителям обучаться новому, становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
Также проводятся семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, апробировать на себе некоторые виды пособий: «Су-Джок», которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень, положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.
Круглый стол расширяет кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Способствует формированию взаимодоверия, потребности тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизнедеятельности дошкольного учреждения. Здесь обсуждаются причины нарушения речи, даются рекомендации родителям.
Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повыше-ния самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. Такая форма сотрудничества с родителями позволяет заинтересовать их работой ДОУ, вызвать положительное отношение к педагогам, оценить значимость их работы, увидеть успехи своих детей. Увидеть всю информацию о работе учителя-логопеда можно на официальном сайте нашего детского сада. В результате организации логопедического клуба «Говорушки» и использования инновационных форм работы с родителями, мы с уверенностью можем сказать, что такие клубы нужны в детском саду. Прежде всего – это достижения и успехи детей, взаимопонимание с родителями. Родители начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.