Венера Андреева
Нравственное воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей дошкольников.
Нравственное воспитание целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
В детском саду этот процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольника» размещена в разделах
Дошкольный возраст- это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.
Нравственное воспитание- процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников.
Личность каждого ребенка, забота о моральном развитии - сегодняшнем и перспективном - требует повседневного внимания со стороны педагога.
Поведение педагога, его поступки, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребенка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребенка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание. Добрые, ласковые интонации в речи педагога, обращенной к малышу, вызывает у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Взрослые же - внимательный педагог, родители - легко определяет эмоциональное состояние ребенка по его мимике, интонациям, двигательным реакциям, репликам.
На нравственное развитие ребенка- дошкольника оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: "Никому не давай свою игрушку, ее сломают". В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить ребенку? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относится к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создают благоприятные возможности для морального воспитания. Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой восприимчивостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления. Однако в силу ограниченности жизненного опыта, большой эмоциональности, недостаточного умения дать верную оценку воспринимаемому дошкольниками, особенно младшего возраста, часто бывает не под силу отделить хорошее от дурного, определить верный путь поведения. Поэтому так важно, чтоб близкие ребенку люди были для него образцом, и чтобы он хотел им подражать, чтобы они организовывали нравственно- направленную деятельность ребенка.
Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Потребность в общении - важная социальная потребность и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребенка. Конечно, содержание общения должно быть педагогически ценным, тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие.
Своеобразие воспитания ребенка в детском саду состоит, прежде всего, в том, что его повседневная жизнь и деятельность - игры, труд, различные занятия - протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. При этом создаются возможности накопления и углубления опыта положительных отношений и взаимоотношений (между детьми, между детьми и взрослыми).
Педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке.
Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним.