Наталья Житнева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе работы по формированию основ экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе работы по формированию основ экологической культуры
Любовь к Родине начинается с любви к природе.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе работы по формированию основ экологической культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Дети должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Перед собой поставила цель – развивать у детей познавательный интерес к родному краю, воспитывать любовь, бережное отношение к природе и всему окружающему миру.
Задачи:
- Познакомить детей с природой, достопримечательностями родного края.
- Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
- Воспитывать в детях чувство любви к родному краю.
- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к окружающему миру.
- Повышать уровень патриотических, экологических, знаний родителей.
Формы работы :
- Познавательные занятия;
- Экскурсия в природу;
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, огороде;
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- Проведение музыкальных и спортивных праздников;
Занятия
Формирование основ нравственно-патриотическое воспитание детей осуществляется на занятиях:
-Экология
-Развитие речи
-Познавательное развитие
-Изобразительная деятельность, лепка, аппликация
-Ознакомление с окружающим миром
На занятиях воспитываем чувство любви к родному краю, ко всему живому, развиваем умение наблюдать за изменениями природных явлений, обучаем несложным способам охраны природы,
С целью выявить, что дети знают о природе Тамбовской области, проводила викторину «Природа родного края». А также цикл занятий по изучению особенностей родного края на тему: «Путешествие по лесу», «Птицы родного края», «Планета Земля в опасности», «Кто и как охраняет у нас природу?», «Почему исчезают животные» и др.
Посетили краеведческий музей, изучили памятники города Тамбова.
Экскурсии
Экскурсия по родному поселку проводилась с целью расширить и углубить знания о родном поселке, воспитать уважение к людям труда, приобщить к участию в мероприятиях, проводимых в поселке.
Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются не только представления детей об окружающих природных условиях, но и чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время наблюдений за погодой дети имеют возможность проверить правильность народных примет и оценить глубину народной мудрости.
Во время прогулок и экскурсий дети учатся видеть красоту окружающего мира, приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем, так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер, учатся беречь и ценить ее.
Труд
В своей работе использую следующие формы организации труда детей: индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному селу, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству. Труд по уходу за природой должен быть разнообразным по своему содержанию (уход за растениями и животными, труд на огороде и в цветнике, уборке на участке детского сада и пр., регулярным, посильным. Вместе с детьми сажаем на грядках овощи, зелень, на клумбах – цветы, ухаживаем и наблюдаем за ростом. Дети с удовольствием убирают участок.
Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок.
В рамках недели мой город проводили конкурс стихов «Родной край» с целью - воспитать любовь и интерес к творчеству местных поэтов, писателей. Используя произведения В. Бианки, М. Пришвина, Н Сладкова, Н. Павловой показываем ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Художественное слово помогает правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.
Игры
Особое место и значение в системе патриотического образования дошкольников занимают дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе, о людях, которые живут и трудятся во благо Родины. В процессе работы использую следующие дидактические игры: «Птицы нашего края», «Кто в какой стране живет?», «Какого растения не хватает?», «В гостях у лесных жителей», «Животные и растения родного края». Словесные игры. «Когда это бывает?», «Где, что зреет?», «Так бывает или нет?», с целью воспитывать у детей чувство целостности, сопричастности к живому миру. Подвижные игры: игра с мячом «Я знаю» и др. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Детский сад», «Библиотека» и др. помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.
Праздники, досуги, развлечения В детском саду проводились праздники: «Масленица», музыкально-спортивный «Защитники Отечества»», «Осень – прекрасная пора», «Весна-красна» целью которых является развитие коммуникативных способностей, обогащение нравственных качеств. Во время таких праздников дети приобщаются к истокам родной культуры. Организован спортивный досуг «Зимние забавы» с присутствием элементов состязания.
О Тамбове
Любой край, где живет человек, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Тамбов имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Нужно рассказывать детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места.
Целесообразно проводить после просмотра или экскурсий обобщающие беседы «За что я люблю свой город».
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости, веселья. В дальнейшем они с удовольствием отражают впечатления от увиденного в своих рисунках, которые вручат бывшим воинам в День Победы в детском саду, на улице, в парке. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины
Работа с родителями :
Работая с детьми, по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.
С целью привить любовь и уважительное отношение детей к семье, её традициям и обычаям - были проведены выставки: "Это поможет природе", «Моя родословная».
Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. Дети вместе с папами сделали кормушки для птиц.
Проводила консультации для родителей. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
Вывод:
Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.