Ирина Вилимавичюте
Новые формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, педагоги могут
дать детям большое человеческое
счастье».
В. А. Сухомлинский
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
Публикация «Новые формы работы с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Расширить диапазон методов взаимодействия с родителями позволяет использование новых, интерактивных методов.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке.
Задачи новых методов работы с семьями :
• Повысить уровень родительской компетентности;
• Гармонизировать семейные и родительско - детские отношения;
• Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Семейный клуб.
Цель семейного клуба:
Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Задачи семейного клуба:
1. Повышение педагогической культуры родителей, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
2. Создать действующую модель сотрудничества с семьями воспитанников, которая включает в себя интерактивные формы взаимодействия с семьей.
3. Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности
4. Приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
5. Установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.
Основные направления работы клуба :
Психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности).
Участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с педагогами».
Повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлений творческих способностей, в полноценном эмоциональном общений.
В нашем детском саду работают два семейных клуба : «Невероятные годы» и «Я + МАМА».
Программа «Невероятные годы» помогает родителям научиться эффективно справляться с трудностями, возникающими в процессе воспитания детей, получать удовольствие от общения с детьми. Родители знакомятся с эффективными стратегиями воспитания, учатся правильно играть с детьми, хвалить его. В ходе занятий используются разнообразные формы работы :
просмотр видеозаписей о взаимодействии родителей и детей в различных жизненных ситуациях;
групповые дискуссии, беседы и поиск решения проблем родителями;
консультации и поддержка со стороны руководителей;
практические игры и упражнения, ролевые игры;
домашние задания.
Семейный клуб «Я + МАМА» организован для родителей и детей, не посещающими детский сад, будущие наши обучающиеся. С детьми проводят занятия специалисты и воспитатели детского сада: музыкальное, физкультурное, мир природы, изодеятельность, коррекционные.
Проектная деятельность.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
В старшей и подготовительной группах мы провели два долгосрочных проекта: «Ломоносову посвящается …», «Мой город».
Проект «Ломоносову посвящается …».
Цель: Дать детям и родителям представления о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.
Задачи:
1) Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М. В. Ломоносова.
2) Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме.
3) Создать условия для обобщения информационного и демонстрационного материала по формированию у старших дошкольников и их родителей интереса к жизни и творчеству М. В. Ломоносова.
План работы над проектом.
1. Анкетирование родителей.
2. Родительское собрание (дискуссионный клуб) по теме: «Наш великий земляк»
3. Цикл занятий: «В гости к Михайло», «Из Холмогор в Москву» с использованием ИКТ, «Великий ученый», «Ломоносовские мозаики».
4. Экскурсия в село Ломоносово (виртуальная, к памятнику М. В. Ломоносову у САФУ.
5. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картинок, разгадывание кроссвордов.
6. Изготовление дидактических игр: «Из Холмогор в Москву», «Собери портрет», лото «Предметный мир Михайло Ломоносова», «Архангельск – Ломоносов» и др.
7. Досуги: «Поморская семья» - театрализованная игра, «Вопрос на засыпку» - интеллектуальная игра с детьми, «Что? Где? Когда?» - интеллектуальная игра с родителями и детьми, поморские посиделки с родителями «Якие мы, поморы!»
8. Создание родителями и детьми информационных папок об объектах г. Архангельска, названных именем М. В. Ломоносова, их презентация.
9. Выставка творческих работ на тему «Ломоносову посвящается…».
10. Создание кроссвордов.
11. Создание карты г. Архангельска и виртуальных экскурсий: по объектам г. Архангельска, названными именем М. В. Ломоносова; в село Ломоносово; к памятнику М. В. Ломоносова у САФУ.
12. Создание фильма «Дети о Ломоносове» на основе рисунков и рассказов детей.
13. Родительское собрание (круглый стол) по итогам проделанной работы, презентация материалов.
14. Информационный бюллетень по теме : «Мы знатоки М. В. Ломоносова».
15. Оформление мини-музея М. В. Ломоносова «И мы признательные внуки …» информационными материалами и творческими работами.
16. Презентация мини-музея М. В. Ломоносова для детей и родителей.
17. Размещение информации и фотографий с мероприятий на сайте МБДОУ.
Проект «Мой город»
Цель: Формирование у детей любви к родному городу, его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к истории и культуре своего народа.
План:
• Рассматривание картин, открыток, фотографий.
• Беседы, ННОД.
• Сюжетно – ролевые игры.
• Целевые прогулки, экскурсии, в т. ч. виртуальные.
• Дидактические игры.
• Оформление альбомов.
• Выставки творческих работ.
• Самостоятельная художественная деятельность.
Интернет – сайт детского сада, группы.
Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. В Фотоальбоме хранятся интересные фотоматериалы мероприятий детского сада. В нашем детском саду создан сайт для родителей интернет пользователей. На сайте нашей группы родители :
• обсуждают проблемы;
• знакомятся с новыми документами
ДОУ;
• получают информация, объявления;
• проходят консультации со специалистами;
• просматривают фоторепортажи с мероприятий;
• фотоальбомы;
• поздравления;
• аудиозаписи;
• мультфильмы:
• фильмы о группе.
Совместные мероприятия.
• экскурсии в музеи, библиотеку, ГИБДД;
• целевые прогулки;
• праздники, концерты, театрализованные представления;
• конкурсы, выставки;
• спортивные соревнования;
• благоустройство участка и группы;
• акции;
• флешмобы.
Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Мир интерактивных игр позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно – следственные взаимосвязи происходящего.
Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака:
1. Игровой характер.
2. Возможность взаимодействия.
Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака:
1. Игровой характер.
2. Возможность взаимодействия.
С помощью компьютерной программы «ActivInspir» были проведены интерактивные игры с родителями «Сто к одному», «Своя игра», «Что? Где? Когда?».
Организация медиа – теки.
В нашей группе организована медиа – тека. В нее входят виртуальные экскурсии, видеофильмы. Мы предлагаем родителям диски с виртуальными экскурсиями: «Места г. Архангельска с именем Ломоносова», «Село Ломоносово», «Памятник Петру 1», «Памятники искусства г. Архангельска»; мультимедийные презентации, информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам, он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители, изучив информационный материал, могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.
Использование средств мультимедиа (ИКТ) в организации деятельности с родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Результаты.
На наш взгляд, созданная система работы дошкольного учреждения с родителями, основанная на реализации главного принципа – вовлечение семьи в жизнь детского сада, в целях создания единого пространства развития ребенка; позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Используя нетрадиционные методы работы с семьей педагогам дошкольных групп удается привлечь около 80% родителей.
Совместно с родителями мы создаем пространство доверия, партнерства и уважения. Формируем поколение успешных людей, ответственных за будущее страны.