Виктория Ейбоженко
Невербальные сообщения ребенка в процессе адаптации в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители с нетерпением ожидают, когда наступит время, и их любимый малыш заговорит. Однако, не все дети начинают говорить понятно или развитие речи нарушено, и малыш находит выход, применяя невербальную коммуникацию
Основная функция родителя – это удовлетворение физиологических и эмоциональных потребностей ребенка. Если ребенок использует невербальные сообщения, важно интерпретировать их.
Публикация «Невербальные сообщения ребенка в процессе адаптации в детском саду» размещена в разделах
Часто малыши идут в детский сад, еще не умея разговаривать. В процессе адаптации каждому ребенку необходима помощт и каждый ребенок должен быть «услышан». Нередки случаи, когда в начале адаптации дети испытывают разный спектр тяжелых эмоциональных состояний: тревожность, страх, подавленность, снижение настроения, апатия, гнев, стыд, замкнутость и прочее. С целью помощи детям педагог-психолог использует метод наблюдения, чтобы увидеть проявления ребенка и в дальнейшем оказать помощь. Особенно сложным становится «разгадать» невербальные сообщения малышей.
Ниже представлены примеры типичных состояний и действий, наблюдаемых у разных детей. Представленное состояние не обязательно постоянно присутствует у ребенка, но может появляться от раза к разу на короткий или, наоборот, продолжительный отрезок времени:
Телесные:
— телесная «замороженность» : ребенок кажется сильно зажатым, скованным, как будто находящимся в скорлупе;
— диспластичность, раскоординированность движений тела, телесная «неустойчивость» : как будто «уходит почва из-под ног», ребенку трудно удерживать равновесие;
— прижимание к полу (часто всем телом, лежа);
— обнимающий жест, положение рук и кистей, как будто держащих что-то;
— почесывания, щипания, теребят одежду;
— теребят пальцами;
— интенсивные махи руками;
— быстрая и хаотичная смена действий;
— хорошее владение телом, скоординированность всех действий и движений.
Мимические:
— многочисленные оральные действия: сосание пальца, облизывание или посасывание губ и языка, трогание губ пальцами и т. п. ;
— взгляды на других детей (с интересом, безразличные, злобные, завистливые);
— взгляды на дверь (отсутствующие, ожидающие, с интересом);
— «отсутствующий взгляд» или взгляд «внутрь себя», как «в простраA ции» .
Игровые: Различные игровые действия и манипуляции: спонтанная игра ребенка.
Связанные с приемом пищи:
— способы брать ложку (правильно, как горсть, кулаком); — манипуляции с едой: ковыряние, катание, лизание, сосание.
Связанные с переодеванием:
— самостоятельное переодевание; — манипуляции с предметами одежды; — контроль родителей над переодеванием.
Все эти состояния говорят о тяжелом процессе адаптации ребенка и требуют коррекционной помощи педагога-психолога, а также поддержке со стороны воспитателей. Кроме того, очень важно проводить регулярные беседы с родителями детей. Консультирование родителей повышает их психоло-педагогическую компетентность, способствует снятию напряжения и тревоги за своего ребенка, также установление хорошего контакта с психологом в детском саду формирует у родителя ощущение безопасности, что в свою очередь положительно влияет на психоэмоционального состояния ребенка и обеспечивает ему спокойное пребывание в детском саду.