Елена Новоженова
Неуспевающий ученик. Причины школьной неуспеваемости. Как помочь таким детям
▼ Скачать + Заказать документы
Неуспевающий ученик - это тот ребенок, у которого не высокий уровень знаний и умений, низкая скорость мышления и выполнения операций. Таких детей в наше время большая часть, не многие учителя могут найти подход к таким деткам, легче убрать из класса такого ребенка, чем разбираться в причинах его неуспеваемости. Есть категории детей, у которых может наблюдаться школьная неуспеваемость :
Публикация «Неуспевающий ученик, Причины школьной неуспеваемости, Как помочь таким детям» размещена в разделах
1)Дети с ЗП, у которых по различным причинам появились отклонения от возрастных норм. Таким детям сложно выполнять задания, они имеют низкую самооценку. С такими детьми не хотят дружить и сидеть за одной партой. По причине неудовлетворенности своим положением в классе, толкает таких детей на немотивированные нарушения дисциплины и поведения (выкрикивания с места, бегание по коридорам и драки с одноклассниками).
2)Не созревшие дети. Они очень прилежно и добросовестно стараются учиться, выполняют все данные задания. Но в первые месяцы обучения их самочувствие и поведение может меняться, дети могут становиться беспокойными и вялыми или плаксивыми и раздражительными. У них может часто болеть голова, пропадать аппетит и даже появится бессонница. Это может свидетельствовать о приспособление ребенка к новым для него условиям. Но если состояние ребенка не меняется, успехов нет, то становится ясно, что ребенок просто еще не "созрел" и учёба ему пока не по силам. Такое напряженное состояние ребенка может привести к отставанию в программе, хроническим заболеваниям и ранним психозам.
3)Недостаточно развитые дети. У этих детей наблюдались нарушения в ранних периодах развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжелые заболевания). Такие дети часто страдают различными хроническими заболеваниями, проживают и воспитываются в неблагополучных семьях. Они плохо адаптируются к обучению в школе.
4)Ослабленные дети, которые с трудом могут приспособиться к обучению в школе, в силу слабого здоровья (зрение, лор заболевания, нарушения нервно - психической сферы). Этих детей дома растили в "тепличных" условиях, оберегали, не позволяли сильно напрягаться. Такие детки часто отстают от своих сверстников, они плохо ориентируются в окружающей обстановке, имеют трудности в общение со сверстниками и педагогами, не умеют себя вести в социуме.
Есть и другая категория детей, к ней относятся дети, которым дома все разрешалось (все было дозволено,они не знают слова "нет". Такие дети расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не могут сосредоточиться и длительно сохранять внимание. В каждом классе таких 30-40%.
5)Системно - отстающие дети-имеющие незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетающихся между собой и приводящих к видимым нарушениям (гиперактивность, двигательное беспокойство, расторможенность и т. д.). Такие дети не в состоянии организовывать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут устанавливать взаимоотношения со сверстниками, резко реагировать на отказ, не владеют собой, предпочитают делать то, что нравиться. У них трудности в письме, чтении и математике. Они долго не могут освоить правильное начертание букв, у них грязные и неряшливые тетради. В конце года они не усваивают программу.
6)Нестандартные дети, в эту категорию входят высокоодаренные и талантливые дети (вундеркинды, также безнадёжно отсталые в умственном развитие дети, и "медлительные" дети-тугодумы.
Одни дети, торопятся, поднимают руку не дослушав вопроса, подпрыгивают, нервничают, другие же наоборот отличаются медлительным темпом работы, дольше всех включаются, если торопятся, то очень нервничают. Все эти особенности могут быть связаны с особенностями нервной системы, характера и темперамента.
7)Депривированные дети (семьёй или школой).
Эти дети воспитываются в неблагоприятных условиях, они социально запущенны (алкоголизм родителей, частые ссоры в доме, жестокое и холодное отношение к детям, несправедливые наказания). Иногда школа усугубляет трудности жизни этих деток, отправляя их в разряд педагогически запущенных. Такие дети испытывают усталость уже после 1 урока, они с трудом понимают объяснения педагогов, могут заснуть посреди урока, часто отвлекаются на внешние раздражители, небрежны в работе. Часто могут смеяться без причины, при чтении теряют строку (невнимательны).
Главной задачей в работе с такими детьми научить детей учиться. Бесполезной тратой времени будет взывать у них чувство долга, совести, вызывать родителей в школу. Такие дети сами болезненно переживают свои неудачи. Здесь, наоборот, необходимо вместе с ними радоваться каждой, даже маленькой их победе, каждому продвижению вперед.
Как же помочь учащемуся ощутить его движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
• создавать проблемные ситуации;
• активизировать самостоятельное мышление;
• организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
• выстраивать позитивные отношения с группой;
• проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Упражнения для неуспевающих детей, направленные на развитие мышления, памяти и внимания:
Упражнение "Самое главное"
Учащимся необходимо быстро и внимательно прочитать учебный текст. После этого они еще раз просматривают текст и должны попробовать охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Дальше им в тексте надо найти какой-то "секрет", без которого он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают свои слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Учащиеся делятся на две команды. В течение короткого времени им демонстрируется текст. Они должны сосредоточить все свое внимание и выбрать из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может фиксировать на листочке то, что члены команды воспроизводят вместе по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста,та и выиграла.
Упражнение "Лучший вопрос"
Один из учащихся читает текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему этого текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Учащиеся решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.