Касимова Юлия Сергеевна
Нетрадиционные техники рисования в группе младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в группе младшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение педагогического уровня и профессиональной компетентности по использованию нетрадиционных техник рисования в группе младшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Средняя группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Задачи: Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме. Расширить и систематизировать теоритические знания и практические умения по использованию нетрадиционных техник рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы.
Немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.
Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.
Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, одному ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, а другому ребёнку будет интересно рисовать мятой бумагой или расчёской…
Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
• Творческих способностей и воображения
• Познавательного интереса.
• Нестандартного мышления.
• Творческого самовыражения.
• Внимания и усидчивости.
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность.
Моё отношение к нетрадиционным техникам изобразительного искусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию и творчество.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
Цель работы с детьми по данной теме: Овладение детьми младшего дошкольного возраста различными техниками нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать неповторимые образы на листе бумаги, используя различные материалы и техники.
3. Формировать у детей технические навыки рисования, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
6. Развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание, память.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству.
Дети, владеющие несколькими техниками рисования, и в жизни частенько используют нестандартный творческий подход и справляются со сложными задачами незаурядными методами.
В дошкольном и младшем школьном возрасте особенно полезно изучать нетрадиционные виды изобразительного искусства: рисование отпечатками листьев, ладошек, печать пластилином, монотипию, кляксографию и другие. Они не требуют от ребенка мелких движений, ровных линий, штрихования, которые так сложно даются в юном возрасте. Творческие занятия проходят всегда весело и интересно.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование щепоткой пальцев, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск поролоновой губкой, оттиск вилкой, оттиск картофелем, рисование ватными палочками, рисование расчёской, рисование ступнями.
План работы по самообразованию на 2020-2021гг.
Сентябрь
Изучение специальной литературы и публикаций педагогических материалов, а также из интернета и средств массовой информации. Накопление материала, изучение методики проведения занятий по изо в младшей группе.
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика - Синтез, 2006 г.
2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
4. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
5. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка».- СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
6. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М. : ТЦ Сфера, 2011.
Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;
Познакомить детей с техникой работы «по сырому», воспитывать любовь к природе.
Цель: Учить подбирать краски для передачи в рисунке колорита осени, отражая свои впечатления от наблюдений за осенней природой. Учить заполнять изображениями весь лист бумаги, выделяя цветом небо, лес, землю. Познакомить детей с техникой работы «по сырому», воспитывать любовь к природе.
• «Рисование по сырому»
• «Печать листьями»
Октябрь
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальчиками.
Цель: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Закрепить название осенних деревьев, признаки поздней осени.
• «Рисуем осень пальчиками».
• «Яблочки румяные на дереве растут».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.
• «Лебеди».
Ноябрь
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование щепоткой пальцев.
• «Следы котёнка».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – тычок жёсткой полусухой кистью.
• «Лесной житель – ёж».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоновой губкой.
• «Украсим кукле платье».
Декабрь
Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».
Цель: Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
• «Зимушка-зима в гости к нам пришла».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск вилкой.
• «Ёлочка».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ватными палочками.
• «Новогодняя ёлочка».
Январь
Подготовка консультации для родителей.
• «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей раннего возраста».
Рисование ватными палочками.
• «Бантики для кошки и котёнка».
Февраль
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – оттиск картофелем.
Цель: Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж, используя различные материалы: трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти.
• «Снеговик».
Март
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование расчёской.
Цель: Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
• «Дождик».
Рисование пальчиками и ладошками.
• «Подарок маме».
Апрель
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мятой бумагой.
Цель: Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка смятой бумаги. - Формировать представления о свойстве бумаги (мягкая). - Развивать мелкую моторику рук. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
• «Веточка сирени»
Май
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – «монотипия»
Цель: познакомить детей с новым способом рисования – монотопия. Учить рисовать на гладкой поверхности, активизировать словарь: монотопия, фон, отпечаток.
• «Бабочка»
Вывод:
Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии детей раннего возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам рисования во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки.
Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца, художественных способностей и эстетического вкуса. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.