МААМ-картинки

Нетрадиционные техники рисования как средство развития детей раннего возраста

анна чистоева
Нетрадиционные техники рисования как средство развития детей раннего возраста

Актуальность.

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Помимо овладевания навыками рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по рисованию способствуют:

- развитию речи: в процессе обыгрывания сюжета и самого рисования веду непрерывный разговор с детьми, что в свою очередь стимулирует их речевую активность, содействует речевому подражанию, расширению активного и пассивного словаря;

- ознакомлению с окружающим миром: рисуя с детьми, уточняют усвоенные знания о различных явления природы (дождь, снег и т. п., о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. д., и о жизни животных, расширяют их.

- развитию фантазии и творчества: показывая детям способы действий с изобразительным материалом, помогать на начальном этапе, а затем направлять их активность на эмоциональный заряд детей, превращать занятие в увлекательное приключение;

- личностному развитию: внимательно и осознанно относться к дальнейшей судьбе детских рисунков, т. к. очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям;

- эстетическому развитию: предлагать детям использовать разнообразные материалы (гуашевые краски, бумагу разнообразной фактуры и цвета, даю возможность каждому ребенку выбрать тот вариант, который нравиться ему больше всего и воплотить его в своем творчестве).

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.  Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в раннем возрасте способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Мышления;

• Наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

1. Техника «рисование руками» (ладошкой, кулачком, пальчиками).

2. Техника «тампонирование» - оттиски печатями скомканной бумагой или поролоном.

3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В ходе  рисованиия пальчиками воспроизводятся  разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание, примакивание кулачком).

После нескольких игр-тренировок на листе возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В дальнейшем малыши дорисовывают каждое изображение (обмакнув пальчик в краску, рисуем глазки, носик, ротик, хвостик, при этом использую отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают рисунок самостоятельно, показывая своим примером принцип изображения.

Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребенку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской) без кисточки, поскольку большую часть внимания и энергии ребенка (особенно на раннем этапе развития изобразительного творчества) занимает процесс овладения инструментом.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью; 

позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, повышает интерес к художественной деятельности, развивает психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей раннего

возраста.

Задачи:

знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

развивать мелкую моторику рук;

вызывать интерес детей к различным способам нетрадиционной техники рисования;

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

развивать внимание, речь, восприятие, мышление, воображение.

Неделя. Формы работы. Задачи. Развивающая среда. Работа с родителями.

Сентябрь.

1.

2.

«Мой любимый дождик»-рисование пальчиками.

«Рябинка»- рисование пальчиками. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку и линии как средство выразительности.

Формировать умение рисовать на ветке ягодки и листики пальчиками. Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками. Синяя гуашь. Зонтик для игры.

Квадратный лист бумаги с нарисованной веточкой, гуашь, ветки рябины Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать?».

Октябрь.

1.

2.

«Гости нашей кормушки»- рисование ладошкой.

«Ж лтые листья летят»- рисование пальчиками.

Дать реб нку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить реб нка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Развивать эстетическое восприятие.

Совершенствовать работу руки. Лист с изображением кормушки, иллюстрации птиц на кормушке, изображения птиц. Гуашь.

Бумага размером 1/2 альбомного листа, гуашь ж лтая. Иллюстрации листопада, осенние листья. Консультации, «Малыш начинает рисовать»,«Кисточка или ладошка»

Ноябрь.

1.

«Петушок» (ладошка)- исование ладошкой. Учить детей рисовать руками пут м прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки. Иллюстрации петуха, лист бумаги с нарисованным хозяйским двором, гуашь. Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

2.

«Ягоды и яблочки»-рисование штампами и пальчиками.

Познакомить с техникой печатания штампами. Показать при м получения отпечатка. Учить использовать контраст размера и цвета.

Круг из тонированной бумаги. Гуашь: ж лтого, красного, зел ного цветов, штампы. Муляжи яблок.

Декабрь.

1.

«Друзья для жика» (ладошка)-рисование ладошкой и штампами.

Продолжать учить детей рисовать ладошкой и пальчиком, добиваясь сходства с ежом. Тонированный лист бумаги с изображенным ежом, игрушка ёж, гуашь, штампы. Консультации «Художник-печатник», «Рисунки из ладошки»

2.

«Новогодняя ёлка»- рисование штампами, ватными палочками и пальчиками.

Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой, оттисками штампов.

Тонированная бумага с нарисованным контуром ёлки. Изображение новогодней ёлки, гуашь, ватные палочки, штампы.

Январь.

1.

«Ёлка»- рисование методом тычка.

Формировать умение рисовать методом тычка. Закреплять представление о цветах (зелёный, коричневый) и умение правильно держать кисть.

Лист бумаги, изображение ёлки. Небольшая искусственная ёлка, гуашь, жесткая кисть.

Выставка рисунков «Праздничная ёлочка».

2.

«Солнышко»- рисование по крупе.

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. Изображение солнца, тучек, поднос с манной крупой.

Февраль.

1.

«Снежинки»- рисование по манке.

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. Картинки с изображением снегопада, снежинки, подносы с крупой.

Мастер-класс для родителей

«Рисование штампами».

2.

«Снеговик»-рисование пальчиками, ватными палочками. Развивать умение внимательно рассматривать образец и следовать ему, закреплять умение рисовать пальчиками круг. Игрушка снеговик, тонированные листы бумаги, гуашь.

Март.

1.

«Букет тюльпанов» (коллективная работа)-рисование ладошкой, пальчиками, штампами.

Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками пальцев, штампами, набирать краску; закреплять представление о цвете (зел ный, красный). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату. Лист бумаги формат А-2, с нарисованной вазой, изображение вазы с цветами, ваза и искусственные цветы,гуашь, штампы,вырезанные из картофеля,

моркови. Предложить родителям совместно с детьми дома методом отпечатывания

скомканной бумагой нарисовать солнышко.

2.

«Ветка мимозы»-рисование пальчиками, штампами, ватными палочками. Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. Лист бумаги с нарисованным цыпл нком. который держит веточки мимозы (без цветов). Изображение букета мимозы. Гуашь.

Апрель.

1.

«Осьминог» рисование ладошкой, пальчиками, штампами. Продолжать закреплять умение рисовать ладошкой, пальчиками, штампами, радоваться полученному результату. Картинки с изображением морского дна. Гуашь, штампы. Консультация «Рисуем дома».

2.

«Мишка косолапый» -

рисование короткими ритмичными тычками.

Учить рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый, ч рный). Прививать интерес к рисованию.

Лист бумаги с контурным изображением медведя. Гуашь, жесткая кисть.

Май.

1.

«Жёлтый одуванчик»- рисование тычками.

Продолжать формировать умение рисовать методом тычка. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Лист бумаги с изображением полянки. Гуашь, жесткая кисть.

Создание индивидуаль-ных папок с рисунками детей,сделан-ных за год.

2.

«Весенняя полянка» (коллективная работа)- рисование пальчиками, тычком, ватными палочками, ладошками, штампами, пальчиками Продолжать закреплять умение рисовать ладошкой, пальчиками, штампами, тычком. Воспитывать интерес к рисованию. Лист бумаги формат А-2, с контурным изображением объектов полянки, гуашь, штампы, жесткая кисточка.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. ,Комарова Т. С,Васильева М, «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования».

2. Л. Л. Тимофеева,Е. Е. Корнеичева,Н. И. Грачёва «Планирование образовательной деятельности в ДОО».

3. Н. А. Карпухина «Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст».

4. Н. Н. Леонова «Художественное творчество».

5. М. Д. Маханева «Игровые занятия с детьми от1 до 3 лет».

6. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».

7. Е. С. Демина,Н. В. Козак и др. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ».

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через нетрадиционные формы образовательного.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Конспект родительского собрания «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»Конспект родительского собрания «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» Татьяна Плюхина Конспект родительского собрания «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» План: 1. Сообщение воспитателя:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования как средство развития детей раннего возраста
Опубликовано: 16 октября 2024 в 12:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем анна чистоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД