Ольга Железняк
«Нетрадиционные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только 40 % детей можно считать здоровыми.
Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление приобретает первостепенное значение. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизирует поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития.
Публикация «„Нетрадиционные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми дошкольного возраста“,» размещена в разделах
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей мною было проведено анкетирование среди педагогов и родителей.
По результатам анкетирования: 88 % сотрудников детского сада и 72 % от общего числа родителей поддержали мою инициативу о выборе физкультурно-оздоровительной работы приоритетным направлением. Актуальность подхода обоснована состоянием здоровья детей.
Заболеваемость в процентах
Анализируя результаты анкетных данных, пришла к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий всех участников учебно-воспитательного и оздоровительного процесса не добиться успеха.
В результате мною было принято решение: необходимо разработать свою программу оздоровления детей. Свою программу называла «В здоровом теле – здоровый дух». Она работает по трем направлениям:
-Валеологическое образование.
-Физкультурно-оздоровительная работа.
-Консультативно-информационная работа с педагогами, детьми, родителями.
Программа физкультурно-оздоровительного приоритета включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания.
Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются мною, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.
Созданная мною предметно-развивающая среда помогает детям отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.
В группе имеется традиционное и нетрадиционное оборудование, игрушки, пособия, аудиосредства, настольные игры, конструктор и спортивное оборудование. Имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное руками родителей.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован «уголок здоровья».
Работа в уголках «Помоги себе сам», «Неболейки», «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности и себя с другими. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под моим руководством получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Внедрила в свою работу оздоровительно-игровой час (начиная с младшего возраста). Предполагалось оптимизировать двигательный режим детей. «Оздоровительно-игровой час» позволил, во-первых, оптимизировать проведение обязательных закаливающих процедур, во-вторых, повысить двигательную активность детей за счёт организованной игровой деятельности. Основным приёмом организации такого «часа» являлся «игровой момент». Организация оздоровительно-игрового часа предусматривала творческий подход : я могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др.
Но при этом необходимым условием оставался учёт оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние детей. Без увеличения нагрузки детям предлагалось насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволило реализовать главную их потребность – потребность в движении.
Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений.
Мною оборудована в группе дорожка здоровья, ортопедические коврики. Назначение которых – воздействие на рефлексогенные зоны стопы путём их массажа, что способствует неспецифической профилактике заболеваний внутренних органов, плоскостопие, укрепление мышц нижних конечностей.
Ежедневно утро начинаем с утренней гимнастики на свежем воздухе, если позволяют погодные условия. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление, оздоровительный бег, ходьба с элементами дыхательных упражнений, часто под музыку.
Провожу индивидуальные «минутки общения», игры на развитие сенсорики.
Соблюдаю режим прогулок во все времена года.
Слежу за чёткой организацией теплового и воздушного режима в группе, за рациональной неперегревающей одеждой детей. В режиме дня использую физические нагрузки различной интенсивности.
В своей работе использую игры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, точечного массажа, гимнастики для глаз.
Большое значение уделяю организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использую различные методические приемы: долгочтение, колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.
После дневного отдыха провожу гимнастику после сна в сочетании с закаливающими процедурами и массажем. «Динамический час» – так называла этот период бодрствования детей. Провожу его в различных вариациях: упражнения в кровати «просыпалочки», полоса препятствий в спортивном зале, ритмические упражнения в музыкальном зале.
Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включаю мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, «безобразника», минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии, лепки и рисования, минутки прощания и расставания с друзьями.
Как нетрадиционный метод оздоровления и коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей, использую хоровое пение с системой дыхательных упражнений по методике Стрельниковой. Хоровое пение благотворно действует на нервную систему, тренирует дыхательную мышцу, увеличивает ёмкость лёгких, поддерживает у детей состояние эмоционального комфорта.
Систематически провожу психогимнастику по методике Чистяковой, аутотренинги, элементы музыкотерапии, смехотерапии, «ласковые минутки» (приёмы релаксации, что обеспечивает благотворный психологический климат в группе.
Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа и др. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому «входят» вживаются в них. Включаю в работу с детьми средства развития воображения и тем самым добилась существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний ОРЗ.
Чтобы снять утомляемость детей, повысить умственную работоспособность на занятиях провожу физкультминутки в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения; с использованием упражнений для отработки и закрепления различных рефлексов.
Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Эти игры развивают координацию движений, точность, т. е. стимулируют развитие физических и психомоторных способностей детей.
Использую систему занятий ритмической гимнастикой. Движения включают элементы народных, эстрадных, спортивных танцев.
В любое время года провожу спортивные праздники, дни, недели здоровья, развлечения, как в спортивном зале, так и на улице. Мною в группе создана картотека «минуток здоровья», подобрано музыкальное сопровождение режимных процессов (звучание спокойной музыки во время укладывания спать, пробуждения после дневного сна, свободной игровой деятельности).
Ещё одной из форм работы является гимнастика после сна. Начинаю гимнастику пробуждения с упражнений в постели, затем провожу корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, сухой душ, заканчиваю гимнастику игрой «Лечимся сами».
Ежедневно повожу с детьми закаливающие мероприятия: босохождение с применением нестандартного оборудования (коврики с пуговицами, исписанные фломастеры, массаж стоп ног с помощью массажёров, самомассаж ортопедическими мячами. Применяю такой метод закаливания как контрастный по системе «тёплая вода – холодная – тёплая». Для профилактики ангины и простудных заболеваний в течение всего года ежедневно дети полощут рот и горло водой комнатной температуры. В период вспышки гриппа – 2-3 раза в день.
С целью повышения устойчивости организма к инфекции в осеннее-весенний период, провожу витамино-терапию (употребление в пищу лука, чеснока). А также фитотерапию, ароматерапию с использованием масел хвойных деревьев.
Веду «Дневник наблюдений», в который ежедневно вношу сведения о самочувствии, настроении, предпочтениях в пище того и иного ребёнка. На основании фиксируемых наблюдений могу более эффективно осуществлять принцип личностно-ориентированного подхода к детям. Провожу с детьми беседы, занятия валеологического цикла, с целью расширить знания детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм.
Мною проводится коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки, имеющими плоскостопие.
Для часто болеющих детей разработала индивидуальный оздоровительный маршрут, в который включаю как общие групповые мероприятия, так и строго индивидуальные, так как каждый ребёнок имеет свои показатели здоровья и свою индивидуальную карту физического развития.
Одной из особенностей моей работы является использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для оздоровительных минуток, что способствует воспитанию детей в национальных традициях.
Основной формой работы с детьми выбрана туристская прогулка, которая оказывает ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха и воды. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (приусадебный парк, берег озера, бёрёзовая роща, пруд) дети проявляют творчество, мышечную раскрепощённость. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье.
Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляю информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки-раздвижки, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», ток-шоу с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные досуги, развлечения, эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты». Организую диспуты, круглые столы, мастер-классы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Предлагаю памятки, бюллетени, провожу «душевные разговоры», причём темы выбирают сами родители через «Книгу предложений».
В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Стараюсь не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания) работы.
Часто провожу анкетирование родителей, приглашаю врачей узкого профиля (отоларингологов, гастроэнтерологов, специалистов по физическому воспитанию, детского психолога, педагога-дефектолога. Мною проведены семинары-практикумы, тренинги с прослушиванием магнитофонных записей на такие темы: «Учим детей правильно дышать», «Гимнастика после сна». Предлагаю родителям деловые игры с разбором проблемных ситуаций по видеосъё мкам: «Витамины укрепляют организм», «Ценности здорового образа жизни», «Курение вредит здоровью».
Организую для родителей «День открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий по физической культуре, закаливающих процедур.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с родителями.
Считаю, что на этом моя работа не закончена. Результатом проводимой мною работы стало укрепление физического, соматического, психологического здоровья детей, стало улучшение в осанке и голеностопном суставе у некоторых детей, снизилось количество простудных заболеваний. Уменьшилось количество часто болеющих детей. Воспитала в детях привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены. Дети знают элементарные приёмы самомассажа. Повысился интерес детей к своему здоровью.
Родители стали больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей: записывают детей в спортивные секции, хореографические кружки. Они стали активнее участвовать в спортивных праздниках, развлечениях. Уделяют внимание привитию навыка правильного дыхания посредством дыхательных упражнений.
Надеюсь, что мой опыт физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями заинтересует педагогов.