Коврижкина Татьяна
Нетрадиционные формы массажа
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы массажа
Как практикующий логопед часто сталкиваешься с проблемой увеличения детей с дизартрическим компонентом. В логопедической группе детского сада из 18 воспитанников 15 рекомендован логопедический массаж, т. е. у них есть дизартрический компонент. Уважаемые родители и коллеги, давайте определимся что же такое «дизартрический компонент» - это незначительные проявления дизартрии. Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, при котором всегда страдает тонус мышц артикуляционного аппарата — языка, щек, губ и т. д. Тонус может быть как повышенным (язык напряжен, поэтому звуки искажены или выпадают, так и пониженным (вялый язык, звуки, как можно догадаться, также с дефектами). Как же родителям не имеющим специального образования понять, что у Вашего ребенка дизартрический компонент и Вам необходим массаж артикуляционных органов. В раннем дошкольном возрасте это проявляется как обильное слюнотечение (независимо от прорезывания зубов, приоткрытый постоянно рот, возможно даже высунутый язык, также такой ребенок, не любит пережевывать пищу, он старается выплюнуть выплевывать твердые кусочки. В дошкольном старшем возрасте помимо вышеописанных признаков добавляются новые: у ребенка сильно искажены звуки, ощущение такое, что у него во рту «конфета», когда малыш начинает говорить у него появляется обильное слюнотечение, твердые звуки (С, Л, М и т. д.) смягченны (Сь, Мь, Ль, т. е. вместо сумка - сюмка, у такого малыша очень скудная мимика. Также на просьбу вытащить язык и поддержат его в расслабленном состоянии, язык малыша начнет подрагивать и большинстве случаев – менять цвет, синеть. Если эти признаки присутствуют у вашего ребенка, вам необходима помощь специалиста: консультация невролога, массаж, занятия с логопедом. А как вы можете помочь сами, как начать работу, до того, как вы попадёте к врачу и педагогу? Можно воспользоваться нетрадиционными формами массажа, который вы сможете провести в домашних условиях. О них я вам сейчас и расскажу.
Публикация «Нетрадиционные формы массажа» размещена в разделах
1. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, который страдающим речевой патологией, это артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ, щек и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция ощущений мышц, участвующих в артикуляции. Самомассаж проводится в течении 4-8 минут, в зависимости от возраста.
• Упражнение 1 Ребенок сидит на удобном для него месте и чистыми пальцами рисует фигуры на своих щеках (круги, полоски вертикальные и горизонтальные)
• Упражнение 2 Похлопывание ладошками щек
• Упражнение 3 Подушечками пальцев ребенок похлопывает себя по щекам, по лбу.
• Упражнение 4. Подушечками пальцев ребенок растирает лоб.
• Упражнение 5. Ребенок пальцами рук гладит, растирает, похлопывает по подбородку.
2. Массаж языка при помощи зубной щетки. Щетку надо брать новую, с мягким ворсом. При массаже языка у ребенка начинается сильная саливация, поэтому по язык можно класть салфетку из нетканого бинта и по мере ее намокания менять на сухую.
• Упражнение 1. «Погладим язычок»
Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику
• Упражнение 2. «Лучики»
Щёткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка)
• Упражнение 3 «Ёлочка»
Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии
• Упражнение 4 «Расчешим язычок» (вправо и влево)
Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо
• Упражнение 5 «Конфети на елочке»
Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику
• Упражнение 6 «Рассыпали горох» Постукиваем по языку щеткой.
• Упражнение 7 «Часики»
Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины
языка к краю.