Светлана Пономарева
Нетрадиционная техника рисования с музыкальным сопровождением
▼ Скачать + Заказать документы
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Нетрадиционная техника рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования с музыкальным сопровождением» размещена в разделах
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
2. Вид проекта
Тема проекта: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду с музыкальным сопровождением : предметная монотипия (Листопад)».
Тип проекта: познавательно творческий.
Вид проекта:коллективный.
Сроки реализации проекта:краткосрочный.
Участники проекта:дети 2-ой группы раннего возраста, воспитатель данной группы, психолог.
Материально-техническое обеспечение проекта : слайды с изображением осени, бумага формата А3, кисти, гуашь, иллюстрации, листочки.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие: ознакомление с миром природы;
• Речевое развитие: чтение стихотворений;
• Художественно-эстетическое развитие: рассматривание картин;
• Физическое развитие: физминутка.
Актуальность:изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художественному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.
Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, Фатеева А. А, Давыдова Г. Н. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.
Проблема:внешний интерес детей изодеятельности; неумение детей использовать многообразие техник и способов для создания художественного образа.
Цель: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности: совершенствовать умения в рисовании.
Задачи:
• Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками);
• Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
• Учить детей различать цвета;
• Воспитывать умений работать коллективно, договариваться;
• Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
• Помочь детям почувствовать радость творчества;
Планируемые результаты (на уровне педагога, детей) :
• Повышение уровня знаний детей об осени и ее признаках.
• Способствовать пополнению словарного запаса детей, как активного, так и пассивного словаря;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадициооные техники рисования;
• Организация выставки в ДОУ;
• Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
3. Этапы проекта:
1 этап
Подготовительный этап
Изучение методической литературы; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Академия развития, Ярославль 2004г. (подбор материала для НОД).
• Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Н. В. Шайдурова «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста»,Сфера, 2010г. (методика нетрадиционного рисования)
С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами», Москва, 2006г. (наблюдение на прогулке за осенью).
Подбор музыки : Чайковский П. И. «Времена года».
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
В. Сотникова «Самые маленькие в детском саду», Линка – Пресс, Москва, 2005г. (планирование НОД)
2 этап
Основной этап
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Москва, 1988г.
Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога и детей.
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Академия развития, Ярославль 2004г. (для занятия НОД).
Работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
Академия развития, Ярославль 2004г. (просмотр иллюстраций).
В. В. Гербова «Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе», Москва 2003г. (подбор стихов для чтения).
игры и упражнения под тексты стихотворений
А. С. Роньжина «Занятие психолога с детьми в период адаптации к ДОУ», Москва 2015г. (игра «Дождик и солнышко»).
физкультурные минутки
А. С. Роньжина «Занятие психолога с детьми в период адаптации к ДОУ», Москва 2015г. (игра «Зашагали ножки»);
3 этап
Заключительный этап
• Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
• Презентация проекта.
4. Итоги проекта:в результате проведения данного проекта организован показ коллективной работы детей. По итогам можно сделать вывод, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, что и подтверждает детская коллективная работа.
5. Вывод:Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (нанесение гуаши или акварели на лист бумаги и т. д.);
• мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
• психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
• тактильной чувственности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• познавательного интереса.
• Нетрадиционные техники имеют большое значение в работе с детьми: они создают интерес к изобразительной деятельности, что является одним из важнейших условий для развития у детей художественного творчества.
6. Заключение: проект направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения подталкивает на творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Главное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
7. Рефлексия проектной деятельности:беседа по результатам проектной деятельности (что вы сегодня узнали нового? Всем ли понравилось работать? Что вы запомнили об осени)