Татьяна Берёзкина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Необыкновенный мир магнитов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»
___
(141840, Московская обл., г. Яхрома, ул. Ленина, д. 8А)
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
в логопедической (5 – 7 лет) группе
подготовила и провела воспитатель
логопедической группы
Берёзкина Татьяна Александровна
2013 г.
Тема «Необыкновенный мир магнитов»
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Необыкновенный мир магнитов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Цель — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Программное содержание по образовательным областям :
Познавательное развитие :
• познакомить с понятием «магнит»;
• формировать представление о свойствах магнита;
• дать знания об использовании свойств магнита человеком;
• формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов.
Речевое развитие :
• учить делать выводы, обобщения.
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Словарная работа: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, полюса.
Предварительная работа: чтение глав из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами «Автогонки».
Оборудование: на каждого ребенка: мелкие игрушки из Киндер-сюрприза деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, ластик, бумажная фигурка,
металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, бумажный кораблик,
маленький магнит, стакан с водой, 3 рыбки из клеёнки с металлическим глазком.
Ход:
- Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
- Как вы думаете, все ли притягивают магниты? (выслушать предположения детей)
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведём исследования, как настоящие учёные. Для этого я вас приглашаю в нашу научную лабораторию.
I. Опыт «Выбрать предметы, которые притягивает магнит»
На подносе у каждого ребё нка лежат различные предметы: мелкие игрушки, пластмассовая пуговица, карандаш, ластик, счётная палочка, бумажная фигурка, камешек, бусинка, металлическая скрепка, гвоздь, монеты.
Ребятам предлагается поднести магнит по очереди ко всем предметам.
Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую. У каждого ребёнка есть «Листочек наблюдений», на котором изображены эти предметы. Задание: обвести карандашом те предметы, которые притягиваются магнитом.
Вопросы к детям:
- Какие предметы ты обвёл карандашом?
- Почему?
- Почему ты не обвёл остальные предметы?
Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Это магнетические предметы. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. Это немагнетические предметы.
- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
II. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
У каждого ребенка стакан с водой, 3 рыбки из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, маленький магнит.
В стакан с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Вывод. Сила магнита (притяжение) действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
- А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Мы здоровы!»
Мы ногами – топ, топ
Мы руками – хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами – чик – чик
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли
Сели, встали. Сели, встали.
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали (прыжки на двух ногах)
III. Опыт. «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
У каждого ребенка два маленьких магнита.
Предложить поднести два магнита друг к другу, затем перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
- Что получается? (ответы детей) (В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются).
Вывод: У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Одинаковые полюсы отталкиваются, а разные -притягиваются.
- Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости. (рассматривание иллюстрации)
- Для чего ещё люди используют магниты? (ответы детей)
- Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились. (ответы детей)
Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Это магнетические предметы. Они притягиваются к магниту. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества (воду, лист бумаги, стекло).
Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.
- Наши исследования закончены и мы возвращаемся из научной лаборатории в группу.
Литература.
• Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. : АРКТИ, 2003 г