Лариса
«Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста
Статья, опубликованная в сборнике творческих работ преподавателей дошкольных образовательных учреждений
«Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста»
Публикация «„Нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям.
Высшим центром регуляции и управления всей деятельностью организма, начиная от самых примитивных физиологических отправлений и кончая сложнейшими психическими процессами у человека, является кора головного мозга. Активное формирование полушарий мозга начинается с 12-й недели эмбриогенеза и интенсивно продолжается в первые годы постнатального развития, особенно до 2 лет. Клеточное строение, форма и расположение борозд и извилин приближается к взрослому мозгу в 7 лет. А в лобных долях это различие сглаживается только к 12 годам. Существует прямая зависимость между морфофункциональным созреванием лобных долей больших полушарий и формированием психических функций у детей. Окончательное созревание больших полушарий и коры мозга завершается к 20-22 годам. По данным Е. П. Кононовой, «в некоторых полях особенно увеличивается поверхность к двухлетнему возрасту, в некоторых полях увеличение поверхности заканчивается в возрасте 7 – 12 лет».
Гетерохронность созревания является закономерностью общего характера, относящиеся к каждому из полушарий в целом.
Главнейший комплекс, соединяющий полушария – мозолистое тело – согласно новейшим данным, в возрасте 7 лет и позднее заметно увеличивается в объеме. Рельеф мозолистого тела в постнатальном детстве усложняется за счет интенсивного роста концентрированных пучков, направляющихся к лобным, затылочным и височным долям обоих полушарий. Все это свидетельствует о более позднем и более длительном, чем думали раньше, процессе созревания механизмов, обеспечивающих парную сопряженную деятельность обоих полушарий и единство мозговой структуры. Этим, вероятно, можно объяснить неустойчивость и даже хрупкость механизмов передачи импульсов из одного полушария в другое и сложность интеграции, синтеза связей в мозгу ребенка.
По данным С. Б. Дзугаевой, одной из характерных особенностей проводящих путей головного мозга человека является асимметрия в процессе их развития. При этом надо отметить, что асимметрия особо отмечается в филогенетически новых отделах мозга.
Межполушарное взаимодействие и межполушарная асимметрия относятся к важнейшим, фундаментальным закономерностям работы мозга. Они характеризуют интегративные особенности работы мозга как единой системы единого мозгового субстрата психических процессов. Функциональная асимметрия головного мозга имеет социальную обусловленность и претерпевает изменения с момента рождения до 18-ти летнего возраста. Этот процесс обусловлен как внешними так и внутренними факторами. К внутренним факторам можно отнести корково- подкорковые связи, нейрохимические процессы, функционирование половых гормонов, иммунные системы. К внешним – условия воспитания и обучения ребенка, особенности культуры в обществе (Еремеева В. Д., Хризман Т. П.).
Таким образом, в процессе постнатального развития происходит совершенствование морфологического строения головного мозга, а параллельно этому и совершенствование высшей нервной деятельности ребенка и его психических процессов. Например, поля двигательного центра речи достигают функциональной полноценности только к 7 годам, к этому возрасту они увеличиваются на 64-73% в сравнении с мозгом новорожденного. То же можно сказать и о корковых зонах, ответственных за интеграцию слуховых и зрительных раздражителей, что имеет большое значение в формировании речи.
Установлены связи левого полушария со словесно-логическим кодированием, аналитической деятельностью, вербальной и отсроченной память. Правого полушарис – с чувственно – сенсорным и образным кодированием, синтетической деятельностью, зрительной, осязательной и кратковременной памятью, восприятием формы.
Левое полушарие отвечает не только за осуществление речевой деятельности, но и способностью к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечиваются левым полушарием мозга. Левое полушарие работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно- логический компонент в мышлении (Ротенберг В. С., Бондаренко С. М).
Правое полушарие обеспечивает не только невербальные формы психических функций, но и непосредственный и непроизвольный уровень организации психических в том числе, и речевых процессов. Оно способно схватывать информацию в целом, работать сразу по многим каналам в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. В правом полушарии находятся наши творческие возможности, интуиция, этика, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом, со всеми его составными элементам;
Профиль латеральной организации мозга – показатель структурной организации мозга человека, указывающий на степень межполушарного доминирования и асимметрии высших корковых функций и проявляется в своеобразии протекания различных психических процессов и состояний.
Таким образом, выявляются определенные этапы функционального созревания коры и подкорковых структур мозга, специфика их взаимных влияний в различные возрастные периоды.
На основе анализа исследований можно констатировать, что при подготовке детей к школьному обучению необходимо учитывать нейропсихологические особенности и профиль латеральной организации мозга детей, и на основе данных особенностей определять стратегию работы подготовки детей к школьному обучению.