Татьяна Дьячкова
Недирективная помощь как эффективный прием для развития инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
▼ Скачать
«Недирективная помощь как эффективный прием для развития
инициативы и самостоятельности на занятиях физической культуры»
Недирективная помощь – это партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между педагогами и детьми, принятие их чувств.
Публикация «Недирективная помощь как эффективный прием для развития инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Понятие недирективной помощи первоначально рассматривалось в контексте недирективной игровой терапии, разработанной зарубежными исследователями. В отечественном образовании основные принципы организации недирективной помощи разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Недирективная помощь чаще используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной и трудовой деятельности детей.
Задачи:
Оказывая недирективную помощь мы развиваем у детей самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно – игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.
Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.
Приемы :
Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, педагог должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.
Сначала выясняем значимые для ребенка неудовлетворенные потребности. Затем оказываем дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждая совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе обучаем ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагаем поиграть с кем-то еще в группе.
Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры обсудить совместно с детьми ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, можно обсудить кто с кем хочет играть. В процессе проигрывания создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «Волшебного сундучка» и других многофункциональных предметов. Дети могут обсудить друг с другом дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его.
Шесть принципов, на которых строиться недирективная помощь
1. Принцип диалога – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации.
2. Принцип вариативности – каждая ситуация может и должна иметь несколько вариантов решения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог показывает заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавая условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – выражать уверенность в успехе ребенка.
5. Принцип эмоциональности – важно поддержать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую – либо образовательную ситуацию.
6. Принцип развивающей субъективности.
Рефлексия: - «Что нового я сегодня узнал?
- «Что из услышанного сегодня я смогу применить в своей работе?»
Подведение итогов:
Если мы с вами овладеем эффективными способами собственной эмоциональной регуляции и научимся понимать друг друга, мы сможем обучить этому детей. Они научатся лучше понимать друг друга и смогут выстраивать вариативную и диалоговую тактику недирективной помощи.