Вера Архипова
Неделя здоровья в детском саду как одна из форм работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Неделя здоровья в детском саду как одна из форм работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей»
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок. Специально организованная досуговая деятельность является эффективным средством формирования здоровья и выработки правильных привычек дошкольников.
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.
Если обратиться к ФГОС, то можем отметить, что одна из задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (на первом месте) и вторая задача, которая касается данной темы - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Эти задачи ФГОС находят отражение в цели и задачах недели здоровья.
Цель недели здоровья
Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка, испытывающего потребность в здоровом образе жизни.
Задачи
Образовательные:
1. Формировать элементарные знания в области гигиены, медицины, физкультуры.
2. Совершенствовать у детей необходимые двигательные навыки и умения, способствующих укреплению здоровья.
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Воспитательные:
1. С помощью физических упражнений способствовать проявлению смелости, выносливости, терпения и уверенности в себе.
2. Воспитывать положительное отношение к занятиям физкультурой.
Развивающая:
1. Способствовать развитию физических качеств детей.
Неделя здоровья связана со всеми областями образовательной деятельности, но наибольшее отражение находит в познавательной и физической областях.
Область Связь недели здоровья с областью
Социально-коммуникативное развитие Ребёнок усваивает нормы и ценности, принятые в обществе, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения.
Познавательное развитие Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации о ЗОЖ; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, спорте, основ ЗОЖ.
Речевое развитие Ребёнок может грамотно, связно рассказать полученную информацию, поделиться с другими, знакомство с детской литературой.
Художественно-эстетическое развитие У ребёнка происходит становление эстетического отношения к окружающему миру; он может отобразить полученную информацию в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие Ребёнок приобретает опыт в двигательной деятельности
(выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Мы стараемся использовать различные технологии для того, чтобы добиться поставленных целей и задач:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья (дид. игры, подвижные игры, релаксация, пальчиковые игры);
• технологии обучения ЗОЖ (физкультурные занятия, проблемно- игровые, коммуникативные игры и пр.);
• коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, воздействие цветом);
• техногогии валеологического просвещения (информация в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, совместные физкультурные досуги и праздники, анализ навыков детей по основным видам движений, анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и т. д.)
Мы посвятили каждый день недели конкретной теме.
Понедельник «Наши верные друзья»
Задачи:
• Уточнить представления детей о здоровье и ЗОЖ;
• Систематизировать знания детей об источниках здоровья;
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
• Развивать интерес к данной теме.
Формы работы:
Беседа «Наши верные друзья»
Обсуждение пословиц «Здоровье дороже денег», «Здоровье ни за какие деньги не купишь»
Рассматривание иллюстраций с объяснением на тему «Источники здоровья»
Продуктивная деятельность. Рисование «Наши верные друзья»
Выставка детских рисунков
Консультация для родителей «Полезные привычки. Привычка к здоровому образу жизни»
Вторник «С физкультурой дружить – здоровым быть!»
Задачи:
• расширить представления о физкультуре как источнике здоровья;
• формировать начальные представления о некоторых видах спорта,
• Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
Формы работы:
• Беседа с детьми «С физкультурой дружить – здоровым быть»
• Загадки и пословицы о спорте.
• Работа в спортивном уголке: рассматривание альбома «Виды спорта».
• Д/и «Продолжи фразу», «Кому что нужно?», «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)».
• П/и
• Рисование «Мы со спортом крепко дружим!»
• Фотогазета «С физкультурой дружить – здоровым быть»
• Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования (с привлечением родителей)
• Папка–передвижка «Подвижные игры - залог здоровья малышей»
Среда «Здоровое питание»
• Расширить знания детей о пользе продуктов питания.
• Дать детям элементарные знания о пользе витаминов, содержание их в продуктах, их влиянии на детский организм.
Формы работы:
• Беседа «Полезная пища».
• Д/и «Откуда продукты к нам на стол пришли?», «Вредно – полезно», «Съедобное – несъедобное», «Дары природы».
• П/и «Собери урожай», «Найди свой овощ»
• Чтение пьесы «О пользе витаминов».
• Загадки об овощах и фруктах.
• С/р игра «Магазин»
• Изготовление коллажа «Витамины на столе» (с привлечением родителей)
• Памятка для родителей «Здоровое питание»
Четверг «Я и моё тело»
Задачи:
• Познакомить с главными органами человеческого организма (сердце, желудок, лёгкие, печень).
• Расширять знания детей об организме человека.
• Формировать понятие о том, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание.
• Воспитывать любовь к себе и своему организму.
• Вызвать желание заботиться о своём организме, о своём здоровье, беречь своё здоровье.
Формы работы:
• Беседа «Мое тело»
• Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека».
• Рассматривание портретов людей разной внешности.
• Загадывание загадок про части тела.
• Д/и «Зеркало», «Фоторобот».
• С/р игра «Больница»
• Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?»
• Лепка «Моя семья».
Пятница «В сказку за здоровьем»
Задачи:
• Формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимание значимости гигиены, физических упражнений для здоровья человека на примере героев произведений художественной литературы.
• Воспитывать интерес детей к подвижным играм разных народов.
• Расширять функциональные возможности организма детей, обогащать двигательные навыки.
Формы работы:
• Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит». С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «как Саша сама себя вылечила». А. Барто «Девочка чумазая».
• Д/и «Сказочка – указочка».
• Народные п/и «Золотые ворота», «Гуси – лебеди», «Гори – гори ясно».
• Викторина «Загадки и отгадки».
• Развлечение «Путешествие в сказку».
Таким образом, мы считаем, что, организовывая недели здоровья в ДОУ, у детей расширятся знания о своем здоровье, роли витаминов, правильном питании, строении тела, причинах болезней и мероприятиях, которые могут предотвратить заболеваемость, проявится желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.