Галина Драевич
Консультация «Как стать здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
«Неболейка» программа кружка для детей 5–7 лет
Стать здоровыми – естественное желание каждого. Как стать крепкими и никогда не болеть, что для этого делать, дети еще не знают. Наша задача, как педагогов, объяснить им это. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.
Публикация «Консультация „Как стать здоровым“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество здоровых детей снизилось, увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания или относятся к категории часто и длительно болеющих. Это наглядно показывает на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка, что соответствует социальному запросу общества. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе МБДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.
Организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе игровой деятельности, что помогает поддерживать интерес в ходе всей деятельности, а также физическую и умственную работоспособность детей, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство для формирования у детей оберегающего и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих их людей, для приобретения детьми устойчивых навыков здорового образа жизни. Согласно ФГОС образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
В связи с этим в нашем детском саду уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми, валеологическому воспитанию. С целью решения этой проблемы мною была разработан проект рабочей программы валеологического воспитания, которая реализуется через кружок «Неболейка». Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни.
Пояснительная записка
Программа кружка «Неболейка» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, Концепции дошкольного образовании, Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Реализация программы происходит в процессе расширенного, более углубленного знакомства детей с человеком, его здоровьем, умениями и навыками здорового образа жизни. Программа кружка рассчитана для детей 5-7 лет.
Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.
Задачи:
- Помочь детям осознать, что главная ценность здоровье
- Побуждать детей к самостоятельному овладению элементарными знаниями о строении человеческого тела, о значении органов.
- Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
- Через игровую мотивацию, способствовать проявлению интереса к познанию своего организма
- Создавать условия для ежедневных физических упражнений.
- Побуждать детей к овладению гигиеническими умениями и навыками, а также навыками оказания первой медицинской помощи.
Основными средствами реализации программы являются: игра, наблюдение, создание и просмотр презентаций, проектная деятельность, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность.
Кружковая работа с детьми проходит 1 раз в неделю, продолжительность 25 - 30 минут.
Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговый тест, результаты которого заносятся в таблицу (см. приложение). Диагностика помогает выявить осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям и др.
- Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:
- Осознание детьми того, что главная ценность жизни есть здоровье
-Владение элементарными знаниями о строении человеческого тела, о значении органов
- Овладение навыками ухода за своим телом, способами оказания первой элементарной помощи.
- Развитие интереса к познанию своего организма
- Сформированность у детей потребности в выполнении
ежедневных физических упражнений.
- Владение детьми гигиеническими умениями и навыками, а также навыками оказания первой медицинской помощи.
Проект рабочей программы состоит из 9 разделов, каждый из них делится на 4 темы, которые рассчитаны на 1 месяц.
1. Человек – живое существо
2. Помоги себе сам
3. Мой организм
4. В гостях у Мойдодыра
5. Правила здорового питания
6. Человек и природа
7. Ребенок и дорога
8. Здоровье – главная ценность.
9. Уроки безопасности
Принципы программы
1. Интеграция в разные виды деятельности
2. Доступность
• учет возрастных особенностей
3. Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• повторение усвоенных правил и норм в течение всего года;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Наглядность.
• учет особенностей мышления
5. Опора на внутреннюю мотивацию, интересы детей
В результате реализации программы кружка «Здоровейка» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.
Календарно-тематический план.
1. Человек- живое существо. - СЕНТЯБРЬ
Содержание Форма проведения
1. Откуда ты появился? Чтение сказки «Сказка о гусыне» Дать понятие о развитии человека. Игра, чтение сказки, физминутка, инсценирование.
2. Из чего я состою? Воспитывать интерес к познанию. Дать знания о том, что человек состоит из клеток. Дидактические игры, беседа, рисование в «Дневничках - Здоровячках»
2. Что необходимо для роста и развития человека? Показать огромную роль пищи, воздуха, тепла, жилья и т. д. Беседа, загадки, рисование.
3. В здоровом теле - здоровый дух. Формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям. Игровые упражнения беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций
2. Помоги себе сам. - ОКТЯБРЬ
1. На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам Ролевая игра, логическая задача, практикум.
2 «.Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами. Беседа, дидактические игры, гимнастика для глаз решение кроссворда.
3. Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью. Беседа, дидактическая игра.
4. Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу Практикум, физические упражнения, беседа.
3. Мой организм - НОЯБРЬ
1. На приеме у стоматолога. Воспитывать бережное отношение к зубам Ролевая игра, логическая задача, практикум.
2 «Почему я вижу?» Расширять знания об органах зрения. Дать советы по уходу за глазами. Беседа, дидактические игры, гимнастика для глаз решение кроссворда.
3. Зачем мы спим? Бережное отношение к своему здоровью. Беседа, дидактическая игра.
4. Открытие Гарвея. Формировать бережное отношение к своему сердцу Практикум, физические упражнения, беседа.
4. В гостях у Мойдодыра - ДЕКАБРЬ
1. Чтобы кожа была здоровой (правила личной гигиены, бережное отношение к здоровью) Экспериментирование,
беседа, дидактическая игра
2. Как устроено ухо? (знания об ухе, бережное отношение к органам слуха) Рассматривание плаката, исследовательская деятельность, музыка.
3. Подружись с зубной щеткой (знакомство с правилами личной гигиены, методами ухода за зубами) Опытная деятельность, беседа, решение кроссворда, просмотр мультфильма.
4. Кто с закалкой дружит, никогда не тужит (понять роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям)
Знакомство с презентацией, беседа, художественная литература
5. Правила здорового питания - ЯНВАРЬ
1. «Путешествие пирожка по пищеварительному тракту» Рассказать о функциях рта, пищевода, желудка, правилах жевания и глотания. Игра, практические действия, работа с плакатом.
2. «Зачем человек ест?» Показать роль пищи в жизни человека. Развивать мыслительные операции. Беседа, экспериментальная деятельность, игра
3. «Овощи, фрукты – полезные продукты» Помочь процессу самопознания. Показать разнообразие пищи. Рисование в альбомах «Я – чудо!», беседа, игра.
1. Правила поведения за столом. Закрепить правила этикета во время еды за столом Практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра, беседа.
6. Человек и природа ФЕВРАЛЬ
1. «Безопасность на природе» Познакомить с правилами поведения на природе во время грозы, пожара, встрече с различными насекомыми.
Беседа, обыгрывание ситуаций, рисование.
2. «Лекарственные растения». Познакомить со свойствами лекарственных растений. Воспитывать бережное отношение к ним.
Рассматривание гербария, загадки, дидактическая игра
3. Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье. Помочь детям понять опасность загрязнения природы.
Беседа, чтение художественного произведении, рисование плакатов.
4. «Умеешь ли ты обращаться с животными?» (знания о правилах поведения при встрече с различными животными, учить понимать их состояния)
Дидактическая игра, практикум, лепка.
7. Ребенок и дорога - МАРТ
1. «Улицы города» (знакомство с правилами поведения на дороге. Обыгрывание ситуаций на макете, чтение произведений, ролевая игра.
2. «Культура пешехода» (знания о правилах дорожного движения» Беседа, дидактическая игра, рисование.
3. «Если ты потерялся?» (усвоить знания безопасного поведения) Рассматривание иллюстраций, беседа, обыгрывание и обсуждение ситуаций
4. «Игры во дворе» (предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми)
Беседа, чтение, обыгрывание ситуации.
8. Здоровье – главная ценность - АПРЕЛЬ
1. «Откуда берутся болезни?» Воспитывать чувство сострадания к больным, уточнить причины заболевания. Ролевая игра, беседа, чтение худ. литературы
2. «Как мы дышим, зачем?» (бережное отношение к органам дыхания) Дыхательная гимнастика, беседа, игра
3. «Осторожно – грипп!» Познакомить с различными способами защиты от вирусов. Практическая деятельность, экспериментальная деятельность, знакомство с презентацией.
4. «Осанка – стройная спина» Показать роль красивой осанки, способами ее поддержания. Рассматривание плаката, практическая деятельность, физические упражнения.
9. Уроки безопасности - МАЙ
1. «Будь осторожен дома» Закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, правилах пользования ими. Решение головоломки «найди опасные предметы», беседа, практическая деятельность
2. Службы «01», «02», «03» всегда на страже. Познакомить со службами спасения, вызывать желание помогать в беде. Обыгрывание ситуаций, чтение худ. литературы, беседа.
3. «Оказание первой помощи». Ролевая игра «Больница», чтение стихов, игровое упражнение
4. «Будь осторожен с огнем» Расширять и уточнять знания о правилах пожарной безопасности, способах действия во время пожара. Экспериментальная деятельность, работа по схемам, загадки, упражнения.
Оборудование к сюжетно-ролевым играм: «Спортивный комплекс», «Магазин полезных продуктов», «Больница», натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы) : ростомеры, сантиметровые линейки для измерения головы, грудной клетки, градусники для тела, воды, лупы, пипетки, вата, зеркала овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, зубные щетки, и др. ;
Наглядные пособия: подборка энциклопедической литературы, схематические рисунки, схемы, таблицы, плакаты.
Измерительные приборы: фонендоскоп, весы, часы и их модели.