Марина Жатько
Научно-исследовательская экспедиция в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по организации прогулки с детьми подготовительной группы на тему
«Научно-исследовательская экспедиция»
выполнила: Жатько М. С.
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №30» г. Михайловск
Цель: Развитие познавательной активности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями.
Задачи:
1. Расширять и уточнять представления детей о неживой природе.
Публикация «Научно-исследовательская экспедиция в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
2. Формировать интерес к изучению камней, умение их исследовать, называть свойства и особенности. Упражнять в умении анализировать, делать выводы. 3. Закрепить умение ориентироваться на территории участка с помощью карты – схемы. (ОО «Познавательное развитие»)
4. Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, монологической формы связной речи) во всех видах деятельности. (ОО «Речевое развитие»).
5. Активизировать словарь по теме, развивать умение правильно отвечать на вопросы по заданной теме. (ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие»)
6. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, следовать игровым правилам.
7. Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность; стимулировать творческую инициативу детей; (ОО «Социально-коммуникативное развитие)
8. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых действий. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу. (ОО «Социально-коммуникативное развитие)
9. Формировать умение создавать сюжетную композицию из природного материала, дополняя деталями, обогащающими изображение. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
10. Поощрять инициативность детей, умение располагать природный материал на плоскости. Способствовать развитию эстетического вкуса.
(ОО «Художественно-эстетическое развитие»
11. Развивать ловкость, быстроту, выносливость, умение ориентироваться в пространстве. (ОО «Физическое развитие»)
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Вид деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты НОД (целевые ориентиры образования) :
воспитанники:
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
-проявляет ответственность за начатое дело.
-открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
-с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими;
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, чувство веры в себя.
Предпосылки учебной деятельности:
психологические-достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т. д.
коммуникативные - умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки,
личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции камней.
Просмотр мультфильмов, «Каменный цветок». 3. Просмотр презентаций «Драгоценные камни», «Самоцвет», «В мире камней». 4. Чтение произведений:
-Ф. Кривин «Сказка о полезных ископаемых». Л. Токмаков «Мишин самоцвет».
1. Знакомство с профессией геолога
Создание предметно — пространственной среды для организации и проведения прогулки:
Камни разные, 3 Карты –схемы, бассейн с водой, лупы, ведерки, корзины, лопатки, грабли.
оборудование для эстафеты, палатка, эмблемы геологов.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
Ребята, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними.
Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку.
- Ребята, помните мы с вами читали рассказ про мальчика Мишу, который нашел камни самоцветы. Кем он хотел стать? (геологом).
А кто такие геологи? (Люди, которые ищут полезные ископаемые)
А что такое полезные ископаемые? Какими должны быть геологи?
(Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми, уметь находить дорогу)
Вы бы хотели, отправиться в экспедицию.
-А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели.
Перед дальней и трудной дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесем девиз:
«Только смелый и упорный путь преодолеет гордо,
А еще в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.
Один за всех – и все за одного!».
- Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции?
Геологи фиксируют свои наблюдения с помощью снимков и записей.
Я предлагаю взять с собой фотокорреспондента, и все интересное в экспедиции сфотографировать.
Отгадав загадку, вы узнаете то, что мы будем искать.
В сережках у мамы огнем он горит, в пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет, а в стройке, годится на тысячу лет.
Он может, быть мелким – в ладошке лежать, тяжелый, большой – одному не поднять.
Мы, ребята, будем искать разные камни. Они не всегда находятся на поверхности земли, есть такие, которые прячутся глубоко под землей, у геологов есть специальные приборы, чтобы определить залежи полезных ископаемых, а мы будем работать с помощью карты и инструментов.
А карта укажет нам маршрут.
Разделитесь на 3 команды. У каждого своя карта. Воспользуйтесь инструментами, которые здесь лежат. (возле песочницы лежат лопатки, грабельки) Приступайте к работе. (дети берут корзину для камней.
(Камни заранее разложены в песочнице, в беседке и т. д….)
- Работаем аккуратно, не мешаем друг другу, аккуратно, как настоящие геологи, снимаем верхний слой песка. (Дети ищут в песочнице камни с помощью инструментов).
-Несите ко мне. Положите на поднос. Ребята, а что общего у этих предметов? - Действительно, это камни, которые находятся в недрах нашей земли. А камни все разные, отличаются цветом друг от друга. Может кто - нибудь знает, как они называются?
Рассматривают камни, сравнивают по цвету и форме.
Где такие камни можно использовать.
- Ребята, к какой природе относятся камни? - Почему? -А где мы можем их увидеть?
(на улице, в горах, в море, на даче, в аквариуме, в лесу).
-Как люди используют камни в своей жизни?
(Строят мосты, дороги, дома, станции метро)
-Давайте рассмотрим, изучим наши находки с помощью лупы.
-Чем они отличаются? (размером, цветом, формой, рисунком).
- Поиграем с нашими находками в игру «Назови камень».
Возьмите с подноса любой камень. Если вспомните, назовите его и скажите, где он используется?
- Как вы думаете, легко ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь.
- Так какой можно сделать вывод? (Камни прочные, твердые.)
Как вы думаете, а все камни твердые?
Есть ребята камни рыхлые, это мел, которым можно рисовать и известь.
Как вы думаете, как камни ведут себя в воде? Ну что ж проведем эксперимент.
(Дети подходят к бассейну с водой. Аккуратно опускают сначала камни.
Какой сделаем вывод: -Ребята, а сейчас, какой мы можем сделать вывод? (Камень тонет, он тяжелее воды.) А знаете, есть такой камень, который называется пемза (керамзит) (легкий пористый, строительный материал, получаемый путем обжига глины)
Он пористый, в нем много пустого пространства, он образуется из окаменевшей морской пены. Опустите его в воду. Что с ним произошло. (он изменил цве, но не утонул.)
Вывод: не все камни тонут.
А вот камень известняк. Он (шипит, растворяется в воде). Ребята известью белят дома и деревья, это прекрасное средство, оно снижает кислотность почвы, помогает бороться с вредными насекомыми (именно поэтому белят деревья). Мы не будем опускать его в воду, потому что это опасно. Известь сильно нагревается в воде и может обжечь.
Ребята, а вы бывали в горах? А из чего состоят горы) Правильно. Из камней, растительности, почвы и т. д. – Мы тоже можем построим гору.
Игра «Гора»
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
- Раз, два, раз, два – собирается гора.
- Смотрите, ребята, сколько камней лежит у подножья горы. А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской? Предлагаю их собрать и взять с собой. (мелкие голыши или искусственные камни разного цвета)
Творческая мастерская.
-Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами. Я предлагаю вам сделать картину из камней. Как вы думаете, чем мы можем ее украсить?
-Какого цвета камни подойдут для изображения реки? -Для изображения горы, солнца, облаков? - Ну что ж, приступаем к работе. ( Практическая часть: выкладывание картины из камней.)
- Попробуйте выложить у подножья горы камни, которые покрупнее, а остальную часть горы выложим из мелких.
- Посмотрите, как удачно у нас получилось - настоящий пейзаж. Мы обязательно вечером покажем ее своим родителям.
-А я предлагаю вам поиграть и провести подвижную игру «Горячий уголь»
Подходите ко мне.
-Ребята, мы проделали с вами такой огромный путь, предлагаю устроиться на привал: разбить палатку, приготовить обед. Посмотрите, а вот и палатка. Видимо ее оставили туристы.
Здесь лежит наш рыхлый камень-мел. Я предлагаю вам нарисовать картину на мольберте или на асфальте, или взять игрушки и поиграть в сюжетную игру.
А завтра мы проявим наши фотографии и сделаем альбом «По следам экспедиции».
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.