Лучший педагог года

Наставничество как инструмент профессионального роста молодых специалистов в ДОО

Екатерина Петрова
Наставничество как инструмент профессионального роста молодых специалистов в ДОО

Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

Публикация «Наставничество как инструмент профессионального роста молодых специалистов в ДОО» размещена в разделах

Молодые специалисты — это особая категория педагогов в ДОУ. Это — стратегически ценный кадровый ресурс, который призван внести в организацию «свежую струю» передовых знаний, новых идей и оригинальных решений. Молодые специалисты обладают огромным потенциалом. Основной их особенностью является уникальное сочетание личностных (энергичность, активная жизненная позиция, энтузиазм, целеустремленность, инициативность, коммуникабельность, настойчивость) и деловых качеств (ответственность, исполнительность, амбициозность, работоспособность, мобильность).

Кажется, что совсем недавно и я была тем самым молодым специалистом. Но если оглянуться назад, то за плечами не много, не мало, а 20 лет педагогического стажа накопилось. Представлюсь. Я Петрова Екатерина Георгиевна, мне 38 лет. В 2004 году я начала свою карьеру воспитателя в детском саду. Закончила Гуманитарный институт по специальности психолог, преподаватель психологии. Имею высшее образование, высшую категорию.

Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Исправить ситуацию помогает наставничество.

Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе : готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

«… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», отметил В. В. Путин.

С 2022 по 2023 года я начала свою работу по наставничеству. Первый год это был молодой воспитатель Подшивалова Оксана Леонидовна.

Я стремилась заинтересовать Оксану Леонидовну и помогала реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать педагогическую базу, развивать умения управлять детским коллективом.

Более подробно расскажу про работу наставничества в 2023-24 году. Продолжая свою работу по наставничеству с Оксаной Леонидовной, к нам присоединили еще одного молодого воспитателя Туманину Татьяну Александровну. Педагоги работали в паре на одной группе, что даже оказалось очень удобным. Хочу отметить, что все были очень заинтересованы. Педагоги сразу начали вливаться в процесс, много задавали вопросов и часто просили совет.

На первом этапе работы (адаптационный, я начала с беседы и анкетирования. Анкетирование и индивидуальная беседа показала, что педагоги нуждаются в методической помощи, а именно: знакомство с ФГОС, с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ, изучении методических консультаций по отдельным разделам, просмотре открытых занятий у опытных воспитателей, в знакомстве с передовым педагогическим опытом. ФГОС предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу, мы поставили перед собой цели и задачи.

Цель: оказание помощи и развитие профессиональных умений и навыков молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи:

- организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи;

- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно - образовательной деятельности;

- оказание консультативной и практико-ориентированной помощи в повышении качества организации образовательного процесса в группе;

- изучении нормативно-правовой документации;

- в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, педагогический мониторинг и т. д.);

- применении современных форм и методов в работе с детьми группы старшего дошкольного возраста;

- организации НОД, в постановке целей и задач;

- овладении современными подходами и педагогическими технологиями;

- овладении знаниями о механизме использования дидактического и наглядного материала;

- решении общих вопросов организации работы с родителями;

- подготовке к аттестации на соответствие занимаемой должности;

- создание условий для развития у молодого специалиста потребности и мотивации к непрерывному самообразованию.

Учитывая итоги анкетирования, я наметила план совместной работы на учебный год, куда включила консультации по организации и проведению педагогической деятельности, организации развивающей предметно-пространственной среды, консультацию взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др. Далее я оказала содействие и помощь в определении темы самообразования педагогов и написании плана по самообразованию.

Совместно проанализировали предметно- развивающую среду в группе педагогов и разработали план по ее пополнению. Оказалось, что в данной группе недостаточно материала для ознакомления детьми с сезонными изменениями в природе, временами года, формировании временных представлений, воспитании патриотических чувств. Опираясь на структуру перспективно – календарного планирования и выбор темы самообразования, я провела первым этапом теоретическую консультацию по оформлению развивающей среды, далее - наглядную, пригласив педагога в свою группу.

Для более качественной работы по созданию РППС я предложила задействовать родителей. Для этого молодые специалисты организовали родительское собрание, а так же проговорили свои пожелания индивидуально. Были подготовлены конспекты и информация в родительском уголке на тему «Роль родителей в жизни группы детского сада». Наблюдая за работой педагогов, я обратила внимание, что они трудно находят общий язык с родителями. Исходя из этого, я провела беседу и дала некоторые рекомендации по работе с родителями. Последующие обращения к родителям давали более положительные результаты.

Проведены консультации «Проведение ООД в соответствие с требованиями», «Организация разных видов игр с детьми». Совместно прошло обсуждение, мною были даны рекомендации. Была оказана помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей.

Опираясь на индивидуальный план работы с молодым педагогом, я посетила одно занятие по развитию речи. Оксане Леонидовне были даны рекомендации по избеганию речевых ошибок в процессе взаимодействия с воспитанниками, по оснащению образовательного процесса (подбор дидактического материала, его расположению при проведении занятия, по использованию методической литературы).

Обсуждались общие вопросы, были даны рекомендации и консультации по методики проведения досуговых мероприятий с воспитанниками, в частности, проведение осеннего утренника. Были затронуты вопросы по расположение атрибутов, рассаживание детей, роль педагога при проведении детского праздника. Все рекомендации, которые были даны - реализованы. Кроме того, Оксана Леонидовна не отказалась и сыграла роль Осени в моей группе старшего возраста. Педагог проявила инициативу и справилась с поставленной задачей. Тем самым была приобщена не только к жизни группы, но и детского сада.

Для совершенствования личного опыта молодые специалисты приходили в мою группу, где наблюдали за организацией режимных моментов. Далее шло обсуждение и даны рекомендации по возрасту группы педагогов.

Декабрь – месяц активной подготовки к новогодним утренникам. Нами были обсуждены общие вопросы по проведению праздника. Все рекомендации были учтены, педагоги отлично справилась с поставленной задачей.

В начале своего пути у педагогов возникали трудности в обращении с компьютером. Создание презентаций, интерактивных игр и т. д. для меня уже обыденно. И я с большим удовольствием поделилась опытом с наставляемыми. Результатом стало участие в декабре во Всероссийском педагогическом марафоне представления профессионального опыта и мастерства «Грани методического мастерства», в номинации «Интерактивный обучающий материал» Диплом II место (Туманина Т. А.)

С группой наставляемых была проведена консультация, и оказана помощь в участие в конкурсах профессионального мастерства. Подшивалова О. Л. с Эссе «Моя профессия» и Туманина Т. А. с конспектом занятия «Дорога в старшую группу» приняли участие во Всероссийском конкурсе «Педагогический потенциал: идеи, знания и опыт», где заняли почетные призовые места. Педагоги взяли это занятие как итоговое и показали свою работу администрации детского сада. Конечно я тоже присутствовала и поддерживала своих наставляемых. Оказала помощь в подготовке к занятию.

Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:

- создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;

- применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

- молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

- у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;

- молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

Публикации по теме:

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка»Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка» Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка"."Весь мир-театр, а люди в нем- актеры"-говорит классика. В жизни.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для родителей, молодых специалистов по ФК «Игры на воде для обучения плаванию детей в ДОУ»Консультация для родителей, молодых специалистов по ФК «Игры на воде для обучения плаванию детей в ДОУ» Консультация для родителей, воспитателей молодых специалистов по физической культуре: «Игры на воде применяемые при обучении плаванию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество как инструмент профессионального роста молодых специалистов в ДОО
Опубликовано: 20 июня 2024 в 09:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество как инструмент профессионального роста молодых специалистов в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД