Лучший педагог года Итоги 2024

«Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»

Ольга Кипко
«Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель- создать условия для развития умения понимать знаково- символическое обозначение казачьего быта

Задачи:

• Познакомить детей с понятием «обереги», их значением в жизни казаков.

• Развивать практические умения в оформлении оберега, творческую активность, мышление.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности, доброжелательности

Темочки:

Материал: проектор, картинка с изображением города Волгодонска, карточки- символы, предметы- быта (рушник, платок, люлька с младенцем – куклой, обереги (веничек, ложки, домовенок, лавровый лист, птичка, сухоцветы, шкатулка, корзинка, заготовки подков, салфетки, клеенки, клей кисточки, подставки, стразы, природный материал (тыквенный семечки, фасоль,, тарелочки

Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, и увидев, удивляйтесь.

Между Доном, Волгою

Средь донских степей

Волгодонск красуется

Порт 5 морей

Городок не маленький,

Но не большой

И стоит он с поднятой гордо головой

Солнышком обласканный

Водами омыт и лозой живительной

Сладостно обвит.

Встанем дружно в круг большой,познакомимся с тобой. Вот ладошка правая, вот ладошка левая, скажем всем не тая - здесь со мной мои друзья. Меня зовут Ольга Петровна. Я приложу ладошку к своему сердцу и передам его тепло в твою ладошку,

(обращаюсь к рядом стоящему ребенку). А как тебя зовут? Передай тепло другому. Моё тепло согрело вас и вернулось вновь ко мне, а мы с вами познакомились.

Ребята, когда я шла к вам в детский сад,меня как будто подхватил ветерок и хотел унести в далекое путешествие. А вы любите путешествовать? А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Мы отправимся в далекое прошлое, но с собой нужно взять самое ценное, что есть у человека- доброту, красоту, теплоту, радость

Есть шкатулка у меня.

Вы за ленточку тяните,

Что достанете –берите.

(Дети достают по одну значку- символу)

Что у тебя? А у тебя?

Солнышко будет согревать нас в путешествии, цветок- радовать красотой, сердечко- дарить добро, а улыбка- хорошее настроение.

Что ж, я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие. Повторяйте слова за мной и выполняйте движения:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Топ, топ, топ

Вокруг себя повернись.

Повернись, покружись

По дорожке ты пройдись.

И в избе очутись.

Необычная изба. А что вы здесь видите? Здесь старинные предметы, обереги. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Ответы детей)

Послушайте, как я произнесу о-б-е-р-е-г- значит оберегать,защищать. Оберег – это предмет оберегающий, защищенность от чего –нибудь. Наши предки всецело зависели от природы, они не могли объяснить происхождение грома, молнии и многих других, и чтобы защитить себя придумали обереги. Посмотрите в избе веник. Как вы думаете, веник оберег чего? Веник- дороже всех денег- оберег мира, лада в семье. Сухоцветы- символ уюта, красоты дома. Лавровый лист- символ славы и успеха.

Наши прабабушки вышивали рушник и вешали его на самом видном месте, который тоже являлся оберегом. А в уголке, в самом теплом месте жил домовенок, которого задабривали вкусненьким да сладеньким, а он охранял дом. А ложки, символ чего? Ложки- символ сытости и достатка.

(Слышится плач ребенка)

Слышите, кто- то плачет. Да это же Ксюшенька, проснулась, во сне сполыхнулась (испугалась значит).

Баю,баиньки, бай,бай

Спи малышка засыпай!

У меня есть оберег для нее – птица счастья. Повешу птичку над кроваткой Ксюши и будет она летать, ее сон оберегать.

Ну, вот и успокоилась, спит, оберег помог малышке. Я сделала его своими руками, вложила в него частичку доброты, красоты, счастья и тепла.

Ребята, я предлагаю вам сделать оберег для себя,своего дома. А может быть кто- то из вас подарит его друзьям или соседям.

Что же это за оберег? Отгадайте-ка загадку.

«Не сапожок и не ботинок.

На ноги лошади надевают

Да гвоздями прикрепляют»

(Подкова)

Мы с вами сделаем оберег на счастье – подкову. Люди издавна украшали подковы, придавая ей образ оберега, посмотрите. (показ иллюстрации). А у вас будет своя подкова и украшение вы придумаете сами.

Я приготовила вам заготовку подковок. Подходите по одной берите и к работе приступите. Пора ваши ручки размять, да работой потешить. Постарайтесь вложить в неё то качество, которое вы взяли с собой- теплоту, доброту, красоту и хорошее настроение.

Посмотрите, какой материал есть у вас на столах? (называют)

А это стразы- имитация драгоценных камней.

(По ходу занятия проводится индивидуальная помощь)

Постарайтесь работать аккуратно, материал, которым вы будете украшать подкову придаст ей обережную силу.

Я вижу, что ваши руки потрудились,

Чтоб все очень удивились.

Наведите порядок у себя на столе и подойдите ко мне, пока подковки подсохнут, мы поиграем в игру «Цапки»

(Во время проведения игры ведущий «цапает» детей и задает вопросы детям- Что такое оберег? Чем ты украшал оберег? Для кого ты сделал его? За что мы можем себя похвалить? Что вы расскажите дома о занятии)

Возьмите свои обереги. Встаньте в большой круг. А знаете ли вы, что круг это оберег. На что похож круг? (Ответы детей)

Представьте себе, что наш круг –это солнышко, а протянутые ладошки- его лучики. Они согревают все вокруг, наделяя ваш оберег защитной силой.

А ещё силу вашему оберегу придает то качество, которое вы захватили в дорогу. Ты что брал? А сердечко символ чего?

Ребята, нам пора возвращаться из нашего путешествия Возьмите свою подкову, подойдите ко мне и скажем дружно:

Топ, топ, топ.

Топ, топ, топ.

Вокруг себя повернись.

Повернись, покружись

По дорожке ты пройдись.

И в группе очутись

Наше путешествие завершилось. А шкатулка приоткрылась, что-то хочет нам сказать, заглянем в неё опять.

Спасибо солнышку за свет,

А вам ребята за старание.

По сердечку вам дарю

До свидание говорю.

Анализ занятия

Считаю проблему «Приобщение детей дошкольного возраста к обычаям и традициям Донского края» важной и актуальной. Шагнуть вперед можно тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от ничего- не возможно. В прошлом мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, обруби их и оно погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры обречены на вымирание.

Тема занятие «Наши руки не знают скуки» взята из раздела моего перспективно- тематического планирования «Обереги казачьего быта».

Несмотря на то, что традиция украшения оберегами себя и своих домов зародилась в глубокой древности, стремление к добру, красоте, теплу и радости остается вечным.

Цель моего занятия- создать условия для развития умения понимать знаково-символическое обозначение казачьего быта. Исходя из цели были определены задачи:

• Познакомить детей с понятием «обереги», их значением в жизни казаков.

• Развивать практические умения в оформлении оберегов.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство защищенности, доброжелательности

Благодаря тому, что дети являлись участниками воображаемого путешествия в прошлое- это побудило их к активности, поддерживало интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовались различные методы и приемы. В основу занятия были положены технология ЛИКов Р. М. Чумичевой, способствующую развитию познавательного интереса дошкольников.

Во время проведения диалога задавала вопросы, направленные на выявление уровня знаний дошкольников об оберегах в казачьих семьях и на погружение детей в тему занятия.

Активизировала ценностно- смысловую сферу при использовании иллюстративного материала.

В процессе занятия стимулировала индивидуальную траекторию самовыражения личности ребенка. У каждого ребенка появился своя эксклюзивная подкова. Работы были разными и неповторимыми.

Для вовлечения детей в творческий процесс мною использовались значки- символы (эти значки наделили обережной силой подкову. Она стала не просто поделкой дошкольников, а именно оберегом). Рефлексия занятия была проведена в форме игры «Цапки», что позволило активизировать детей, переключить их внимание с одной части занятия на другую.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние.

Считаю, что работа в данном направлении интересна, необходима, так как это часть нашей современной жизни. Полученные навыки помогут детям в дальнейшем при изготовлении других оберегов- подарков.

Сейчас можно увидеть много оберегов в продаже, но тот оберег ценен, который сделан своими руками. Считаю, что моё занятие оставило в душах детей определенный след, который возможно послужит толчком для дальнейшего изучения оберегов,их назначении и в семьях этих детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «История казачьего быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка» Конспект занятия.

Познавательное развитие дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»
Опубликовано: 8 марта 2013 в 23:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наши руки не для скуки». Конспект занятия из раздела «Обереги казачьего быта»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кипко (УИ 82139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД