Наталья Дмитриева
«Наша умная игротека» (часть 2). Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию серию игр, способствующих закреплению знаний о характерных особенностях строения и поведения представителей животного мира. Программа обучения в детском саду, как известно, предполагает формирование у детей таких обобщающих понятий из мира животных, как класс рыб, класс птиц, класс зверей, класс насекомых (можно. конечно, добавить земноводных и пресмыкающихся, но чаще всего мы просто говорим об их представителях, не формируя общее понятие). Формирование понятия предполагает работу по выделению характерны признаков объекта, работу по выделению общих признаков объектов данного класса и умению находить основной принцип принадлежности того или иного объекта к данному классу. Все это - операции логического мышления, и, именно, это является главной целью представленных ниже игр. В качестве вспомогательного материала при разработке игр, я использовала (как вы заметили, любимые мною) опорные сигналы. Опорные сигналы помогают ребенку выделить признак, зрительно запомнить его и в дальнейшем использовать в своей самостоятельной деятельности. Часть опорных сигналов я позаимствовала из работ С. Кондратьевой и ее экологической программы " Мы", часть придумала сама. Хочу предупредить, что прежде чем дать ребенку игру, необходимо на занятиях познакомить их с этими опорными сигналами, объяснить их суть, выяснить, почему именно так мы обозначаем тот или иной признак.
Публикация «„Наша умная игротека“ (часть 2), Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2013
Игры на формирование обобщающих понятий мира животных
Игры для детей младшего возраста
Игра " Хвосты"
Цель игры: узнавать характерные особенности строения разных животных, подбирать ту часть тела. которая подходит этому животному;
Как сделать:
- рисуем на отдельных картинках голову и хвост рыбы. птицы, зверя;
- делаем из картона рамочку основу, куда дети будут выкладывать две картинки: голову животного и соответствующий ему хвост;
Словесная игра " Узнай у кого?"
У детей в руках карточка с изображением опорного сигнала. Например: перо птицы.
Воспитатель по очереди называет представителей животного мира. Задача детей поднять карточку только тогда, когда они услышат название птицы.
Обязательно спрашиваем: почему ты поднял карточку? Ответ ребенка должен содержать пояснение, что воробей - птица, а все птицы покрыты перьями.
Пояснение: карточки с опорными сигналами сделаны на каждого ребенка (нарисуйте один раз, отскерокопируйте и наклейте на картон)
- в игре могут использоваться разные карточки в зависимости от того, какое понятие вы закрепляете. Например: у зверей четыре лапы
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Уважаемые коллеги Предлагаю вашему вниманию серию игр способствующих закреплению знаний о характерных особенностях строения и поведения представителей](https://www.maam.ru/upload/blogs/85ad96802c57db6f40dbf09fe340d830.jpg.jpg)
Настольная игра " Лото про животных"
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 В мире животных животного мира](https://www.maam.ru/upload/blogs/5d53473be69c8280dc5c7f2800073ba0.jpg.jpg)
Игра представляет из себя набор больших карт, разделенных на клеточки (я использую самоклейку, в верхней клетке приклеиваем карточку с опорным сигналом (в младшем возрасте это должны быть самые характерные особенности : покров, количество лап, наличие крыльев и т. д.). Отдельно делаем маленькие карточки с изображением различных представителей животного мира.
Действие ребенка: он должен определить, что обозначает опорный сигнал в верхней клетке и подобрать соответствующие маленькие карточки.
Игры для детей старшего возраста
Когда мы уже познакомили детей с характерными особенностями каждого класса животных и они знакомы с опорными сигналами по каждому классу, можно предложить им следующие игры;
Игра " Что лишнее"
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Программа обучения в детском саду как известно предполагает формирование у детей таких обобщающих понятий из мира животных как класс рыб класс птиц класс зверей класс насекомых можно](https://www.maam.ru/upload/blogs/0bbc3aa55a56126e18653b5395a8d300.jpg.jpg)
Пояснение: на доске помещаются четыре опорных сигнала, три из них характеризуют один класс животных, а четвертый относится к другому классу. Дети должны определить лишний и объяснить свои действия. В данном случае первые три опорных сигнала относятся к классу рыб, а четвертый лишний, потому что четыре лапы бывает у зверей.
Примерные задания:
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 конечно добавить земноводных и пресмыкающихся но чаще всего мы просто говорим об их представителях не формируя общее понятие](https://www.maam.ru/upload/blogs/d4832436a7a17d9437652b7d5b90a4b4.jpg.jpg)
в данном случае лишними будут крылья и две лапы, т. к. принадлежат классу птиц, о все остальные карточки рассказывают о классе зверей.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Все это операции логического мышления и именно это является главной целью представленных ниже игр](https://www.maam.ru/upload/blogs/bc09ae47dd95f149269af9ffbb1bc331.jpg.jpg)
В данном случае лишняя карточка - бутылочка с молоком - только звери кормят своих детенышей молоком, остальные карточки рассказывают о классе птиц.
Игра " Умные кубики"
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 В качестве вспомогательного материала при разработке игр я использовала как вы заметили любимые мною опорные сигналы](https://www.maam.ru/upload/blogs/6c14872a9a3a7c1fa66b740d44595073.jpg.jpg)
Что представляет из себя игра: пять кубиков нанизаны на металлический стержень и закреплены с обеих концов деревянными пробками, та к, чтобы кубики могли вращаться.
На гранях первого кубика приклеены картинки с изображением представителей классов животных;
На гранях остальных четырех кубиков наклеены опорные сигналы, характеризующие данный класс животных:
Класс рыб:
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Опорные сигналы помогают ребенку выделить признак зрительно запомнить его и в дальнейшем использовать в своей самостоятельной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/73e750227796da405d12a5a400cae26c.jpg.jpg)
Класс птиц:
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Часть опорных сигналов я позаимствовала из работ С](https://www.maam.ru/upload/blogs/66750fbaa1f7b7aff0bd4385cc5bb85e.jpg.jpg)
Класс зверей:
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Кондратьевой и ее экологической программы Мы часть придумала сама](https://www.maam.ru/upload/blogs/14fc5e62f031ece5b2689d8e8c3420d7.jpg.jpg)
Класс насекомых:
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Хочу предупредить что прежде чем дать ребенку игру необходимо на занятиях познакомить их с этими опорными сигналами объяснить их суть выяснить почему именно так мы обозначаем тот или иной признак](https://www.maam.ru/upload/blogs/27609f6c61b2ef445455e275c3f5b1fb.jpg.jpg)
Задача ребенка правильно подобрать кубики с опорными сигналами к изображению животного.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Публикация Наша умная игротека часть Авторские игры по формированию обобщающих понятий о мире животных размещена в разделах В мире животных](https://www.maam.ru/upload/blogs/2ff041f929d1cf815fbbcfe11bcee9d7.jpg.jpg)
Настольная игра " Найди и расскажи"
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Игры дидактические пособия Животные](https://www.maam.ru/upload/blogs/4a555bfcc09409f4e021e5ecea09a686.jpg.jpg)
Игра представляет из себя большие карты, разделенные на клеточки, в первых клетках каждой строки наклеено изображение представителя животного мира. В наборе у детей карточки с опорными сигналами.
Задача детей: подобрать соответствующие карточки с опорными сигналами к каждому представителю и затем рассказать, почему он так сделал.
Настольная игра " Загадки - отгадки"
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 В мире животных Игры для детей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая авторская дидактическая игра октябрь](https://www.maam.ru/upload/blogs/3b91679097daac23143a14ae9e360b0d.jpg.jpg)
В игру входят:
- игровое поле (сделанное из картона, оклеенное самоклейкой, разделенное на девять квадратов);
- набор карточек с изображением представителей животного мира;
- набор карточек с опорными сигналами (не только основными, но и дополнительными, характеризующие какие-то особенности данного представителя)
Есть два варианта игры:
1. Один ребенок (играют двое) выкладывает в центре игрового поля картинку с изображением животного
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Игры для детей Игры на формирование обобщающих понятий мира животных](https://www.maam.ru/upload/blogs/9eae3996d8f3c2af3bb01913d41db40d.jpg.jpg)
Другой ребенок должен подобрать карточки с опорными сигналами, характеризующие данного представителя
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Игры для детей младшего возраста Игра Хвос ты](https://www.maam.ru/upload/blogs/4de6f7cbc127fce2979cc7429ef038a9.jpg.jpg)
2. Один ребенок выкладывает карточки с опорными сигналами, оставляя пустой серединку
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Цель игры узнавать характерные особенности строения разных животных подбирать ту часть тела](https://www.maam.ru/upload/blogs/070bf048edc3eac51d3c24bbc954e3b7.jpg.jpg)
Другой должен догадаться о ком идет речь и вставить отгадку в серединку
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 которая подходит этому животному Как сделать рисуем на отдельных картинках голову и хвост рыбы](https://www.maam.ru/upload/blogs/85b776a415d577f248166e8f67e188bf.jpg.jpg)
Расшифровка про дятла: это птица, покрыта перьями, у него красная шапочка на голове, черная спинка, живет в лесу, долбит (стучит) деревья, лечит деревья, ест разных насекомых.
В заключении предлагаю вам таблицу с условными обозначениями
(опорными сигналами) по основным классам животных
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Например перо птицы](https://www.maam.ru/upload/blogs/c4f3ae06cccb17d5e3c0e994dfa1ec5d.jpg.jpg)
Вот такие игры, надеюсь вы что-то почерпнете для себя!
Извините долго редактировала, не загружались фотографии.