ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
Сценарий мероприятия «Наша дымкова игрушка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском весь находится секрет»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №73» города Ставрополя
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Мастерской народных промыслов в средней группе №12 «Ландыш»
Тема: «Наша дымкова игрушка не стареет сотню лет,
в красоте, в таланте русском весь находится секрет»
В рамках реализации третьей годовой задачи
Публикация «Сценарий мероприятия „Наша дымкова игрушка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском весь находится секрет“» размещена в разделах
«Воспитание у детей ценностного отношения к культурным народным традициям в синтезе жанров русского народного творчества и на основе сотрудничества всех участников образовательных отношений»
через реализацию проекта – «Мастерская народного творчества
»
Воспитатель:
Контимирова Г. И.
Ставрополь, 2024
Цель: Повысить педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей. Способствовать установлению партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами. Создать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей. Предоставить возможность родителям и детям проявить свое художественное творчество в совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о народно – прикладном искусстве России. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, традиционными элементами росписи, цветовой гаммой. Совершенствовать навыки кистевого письма: тычком, мазком, линией. Расширять словарный запас детей, способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности.
Развивающие: Развивать интерес к народному искусству, как виду творческой деятельности человека, художественное восприятие, умение последовательно, внимательно рассматривать дымковскую игрушку, соотносить увиденное с собственным опытом. Развивать воображение, чувство цвета, общую и мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать у детей уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с творчеством дымковских мастеров, самостоятельность, активность.
Словарная работа: Дымковская игрушка, дымка, глина, дымковская барыня, барашек, коровка, лошадка, курица, поросенок, индюк, Барыня-нянька, Барыня водоноска, хозяйка, хозяин, силуэт, узор, роспись, дымковские элементы, обжиг.
Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседы, лепка лошадки, прорисовка элементов дымковской росписи, отгадывание загадок, чтение стихов.
Материалы и оборудование: Дымковские игрушки, шаблоны лошадок по количеству детей, акварельные краски, стаканчики с водой, кисти, влажные салфетки, атрибуты для игры «Найди вторую половинку дымковской игрушки» и «Собери все элементы дымковской росписи», картинки старинных игрушек, тряпичные куклы.
Участники творческой мастерской: Дети и родители средней группы №12 «Ландыш».
Музыкальное сопровождение: Русские народные мелодии.
Содержание:
Дети и родители заходят в группу, на диване сидит бабушка Маланья, мастерит тряпичную куклу и напевает песенку.
Бабушка Маланья:
Вы игрушки знатные,
Складные, да ладные.
Вы повсюду славитесь,
Всем детишкам нравитесь.
Воспитатель: Здравствуй бабушка Маланья, что это ты делаешь?
Бабушка Маланья: Здравствуйте, да вот решила куколку сделать для своей внучки, а вы любите с игрушками играть? (Да)
Бабушка Маланья: Ребята, а у вас есть любимая игрушка, какая? (Кукла, машинка, самолет)
Бабушка Маланья: Уважаемые мамы, а вы знаете с какими игрушками играли ваши бабушки или прабабушки? (Деревянные лошадки, тряпичные или соломенные куклы)
Бабушка Маланья показывает иллюстрации старинных игрушек.
Бабушка Маланья: Из чего только не мастерили в старину игрушки - «ребячью забаву» из мочалок, тряпок, дерева, соломы.
Ну а там, где жили, гончары лепили игрушки для своих детей из глины.
На столе стоят глиняные игрушки, воспитатель обращает внимание детей и родителей на выставку глиняной игрушки.
Воспитатель: Какие красивые игрушки, да еще и знаменитые, а особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы, особенно эта, такая яркая, праздничная, а где ее сделали бабушка Маланья? Берет в руки дымковскую игрушку.
Бабушка Маланья: Я вам сейчас расскажу. Слушайте.
Ели спят у Большака в инее седом,
Спят деревья. Спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом. Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое «Дымково» прозвали.
Воспитатель: Вспомнила, вспомнила!
Там еще любили песни, пляски, и рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.
Как бы нам хотелось с ребятами побывать в этом чудном селе, под названием «Дымково».
Бабушка Маланья:
Если очень захотеть, что не пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается!
У меня в гостях, как раз куколка из этого села, она с нами вместе пойдет и в дымковскую мастерскую нас приведет.
Дети и родители заходят в изостудию, их встречает мастерица.
Мастерица: Что за чудо? Вот так, да! Вы откуда детвора? Никого я не ждала? Вы зачем пришли сюда?
Воспитатель: Здравствуйте мастерица. Мы узнать давно хотели, ваше дымковское дело! Посмотреть, как мастера, лепят птичку, индюка. Ты, хозяюшка встречай, у себя нас привечай!
Мастерица: Здравствуйте, гости дорогие, ребята мастеровые. Добро пожаловать в мою мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый, проходите, садитесь.
Дети, родители с воспитателем и бабушкой Маланьей садятся на стулья.
Воспитатель: Спасибо, с пользой вечер пройдет наш, а какую работу нам дашь?
Мастерица: Будем мы играть и конечно рисовать, но сначала посидим рядком, да поговорим ладком.
Мастерица обращает внимание детей и родителей на выставку дымковских игрушек.
Мастерица: Посмотрите гости дорогие, какую я для вас выставку дымковской игрушки приготовила.
Птицы, барыни, лошадки
В яркой росписи всегда:
Строги в Дымково порядки –
Чтит обычай слобода.
- Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
- Поросенок, пятачок
Сзади розовый крючок.
- В кокошнике няня,
На руках Ваня да Маня.
- За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра синие несёт.
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Каждая игрушка рождается три раза. Первый раз, она рождается, когда ее лепят из красной глины.
Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз.
В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Какие узоры вы видите на игрушках? (Точки, кружочки, колечки, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы).
Мастерица: Каждый элемент дымковской росписи, имеет свое значение: круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья
Мастерица: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Красный, голубой, розовый. синий, малиновый, желтый, оранжевый,
зеленый)
Мастерица: Молодцы ребята, а хотите поиграть, найти вторую половинку дымковской игрушки, как раз проверим насколько вы внимательны? (Да
Дидактическая игра «Найди вторую половинку дымковской игрушки»
Каждый ребенок получает карточку, на которой изображена половинка дымковской игрушки, мастерица предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и найти вторую часть изображения из предложенных.
Мастерица: Уважаемые мамы хотите поиграть, и вы? Проверим запомнили ли вы элементы дымковской росписи.
Дидактическая игра «Собери все элементы дымковской росписи»
Каждому родителю предлагается перфокарта, на которой изображена дымковская игрушка и элементы росписей различных народно - прикладных искусств, задача играющего, внимательно рассмотреть карточку и стрелкой соединить игрушку с теми элементами, которые относятся к дымковской росписи.
Мастерица: Отлично, все справились с заданием, не зря в нашем краю говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!». Играть вы мастера, за дело браться нам пора. Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафарет дымковской лошадки, садитесь за столы.
Прежде, чем рисовать, нужно пальчики размять
Пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки»
Вот помощники мои
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
Громко кричат лошадки: «Иго-го!»
Поскакали далеко.
Практическая часть:
Мастерица: У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки. Вспомните элементы дымковской росписи и придумайте узор для своей лошадки.
В процессе самостоятельной художественной деятельности детей и родителей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Итог: Выставка детско-родительских работ.
Мастерица: Мне очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
Воспитатель: Ах, какая красота! Сохраните это дело на долгие года!
Бабушка Маланья: Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.