Ирина Грязнова
«Наш северный край». Открытое занятие по краеведению в старшей группе
Цель: продолжать формировать интерес к малой Родине».
Программное содержание:
Обобщить,систематизировать знания о родном крае, коренных жителях Югры – ханты, и манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Закрепить знания о государственных символах Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине.
Материал: д/и «Географическая матрёшка», схемы микрорайона, схемы здания. Схемы – предметы, иллюстрации с изображением достопримечательностей, картинки с изображением ягод, деревьев. Животных, рыб, полоски флагов.
Публикация «„Наш северный край“, Открытое занятие по краеведению в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Словарная работа: обогащение речи детей существительными – малица, чум, кисы, нарты; активизация в речи слов – Россия, Ханты-мансийский автономный округ.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе, карты России, разучивание пословиц о Родине, рассматривание иллюстраций о коренных жителях севера, беседа о народах ханты, народная игра «Хейро».
Методы и приемы: проведение беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций, д/игры.
Интеграция областей: социализация, чтение худ. литературы, коммуникация, познание.
Ход НОД:
Дети под музыку входят, здороваются.
Худ. слово читает воспитатель:
«Мой город – между небом и землёй –
Построен был на сваях и песке,
Неповторимо – сказочный такой,
В таёжном живописном уголке».
-Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? (О Когалыме).
Наш город называется Когалым. А как можно назвать жителей нашего города? (Когалымчане).
Как называется наш детский сад? (Родничок).
На какой улице находится наш детский сад? (Прибалтийская).
Какие улицы нашего города вы ещё знаете?
Дети садятся.
- Ребята, мы живём в городе Когалыме. А где находится наш город? В России. Я предлагаю вам собрать «Географическую матрёшку».
Д/и «Географическая матрёшка».
- Настя, в каком порядке ты собрала матрёшку? (Я живу в доме, дом находится на улице, улица находится в городе, город находится в России).
-Молодцы, справились с заданием.
- Наш город состоит из микрорайонов, в каком микрорайоне находится наш детский сад? (во втором).
- Сейчас мы составим карту микрорайона, где находится наш детский сад, с помощью загадок. Слушайте внимательно.
Д/и «План микрорайона». Загадки о зданиях.
1. Можно здесь купить таблетки и микстуру заказать, витамины выбрать можно, по рецепту мази взять. (Аптека).
2. Здесь покупают и продают, здесь на прилавках всё люди найдут. Могут продукты любые купить, и для детишек конфет не забыть, могут одежду себе присмотреть, обувь, посуду и ткань приглядеть. (Магазин).
3. В этом доме нет дошкольников, но зато в нём много школьников. Учатся писать, читать, задачи сложные решать (Школа).
4. В ателье – одежду шьют, сапожник чинит обувь, с любой проблемой вас здесь ждут, к ним обратись, попробуй. В этом доме дверь открыта. Ясно, это же «Дом быта».
- Света, что находится рядом с детским садом?
-Аня, а что ты поставила напротив аптеки?
- Хорошо, отложите схему на край стола.
- В нашем городе Когалыме много достопримечательностей.
-Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей)
- У вас на столах схемы, вы должны подобрать картику.
Д/и «Достопримечательности города».
_Катя, какую картинку ты подобрала к схеме гантели и почему?
-Какие виды спорта вы знаете?
-Влад, что означает эта схема?
-Почему в нашем городе есть памятник «Капля нефти»(потому, что у нас нефтяной город, много нефтяников).
-Что означает схема рябина?
- Молодцы, ребята!
-Ребята, как называется округ, в котором мы живём? (ХМАО)
-Какой главный город нашего округа? (Столица г. Ханты-мансийск).
-Какие вы знаете города, которые находятся в округе? (Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым).
-Почему так называется наш округ? (Здесь живут ханты и манси).
-Кто такие коренные жители (Это люди, которые жили здесь всегда, у нас коренные жители ханты и манси).
В старинные времена наш край считался диким и глухим. Никого не привлекала скудная растительность и болота. Здесь жили ханты и манси.
-Как называется жилище хантов? (Чум).
-Чем обтягивают чум? (Оленьей шкурой).
-А место, где стоит чум, как называется? (Стойбище).
Ханты вели кочевой образ жизни. С приходом весны они сворачивали свой чум садились на лёгкие сани, как назывались сани у хантов? (Нарты).
-Правильно! И перекочёвывали ближе к рекам и озёрам.
-Как вы думаете, для чего ханты перекочёвывали к рекам и озёрам?ь (Занимались рыболовством).
Какие вы знаете реки нашего края? (Кирилл, Обь, Ягун).
-Чем занимались ханты в летний период? (Собирали ягоды, орехи, грибы).
- Почему с приходом зимы ханты перекочёвывали подальше в тайгу? (Занимались охотой).
Д/и «Чем богат наш край?»
-Ребята, выложите на карточках, какие звери и рыбы обитают в нашем крае, и деревья и ягоды растут в наших лесах.
-Какая рыба водится в наших реках и озёрах? (Язь, карась, щука, мохтик, окунь, налим).
-Какие ягоды растут в наших лесах и болотах? (Клюква, брусника, черника, голубика, морошка).
-Ребята, проверьте друг у друга.
-Молодцы. Убрали карточки аккуратно на край стола.
Физминутка.
-Зима на севере очень длинная и холодная, ханты очень трудолюбивый народ, чтобы добыть зверя им приходилось выслеживать его сутки, а то и двое. Чтобы не замерзнуть, у них вся одежда сшита из меха.
-Из чего сшита одежда ханты? (Из оленьей шкуры).
-Как называется шуба хантов? (Малица).
-А кисы, что это такое? (Хантыйская обувь).
-Чем отличается хантыйская одежда от нашей? (Орнаментом).
-Какие хантыйские узоры вы знаете? (Ворона, лиса, сучок).
Д/и «Укрась малицу».
-Какими узорами ты украсил свою малицу?
-Молодцы!
-Ребята, как называется наша страна (Россия).
-Правильно, Россия – необыкновенная страна, потому, что она – наша Родина.
-Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец).
Родина- место где мы родились, страна, в которой мы живём.
Родина у человека одна!
-Много пословиц и поговорок сложи русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.
-Нет земли краше, чем Родина наша!
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
-Как вы понимаете эту пословицу (Ответы детей)
-Русский человек без Родины не может!
-Одна у тебя мать, одна и Родина!
- А эту пословицу как можно объяснить?
-Молодцы!
-У каждой страны, и у России есть свои государственные символы: герб и флаг.
-Выложите у себя на столах флаги (России, Югры и Когалыма).
-Какие цвета на флаге России?
-Что означает белый цвет на флаге России? (Мир и чистота).
-Синий? (Вера, верность).
-Красный? (Мужество за отчизну).
-Из какого цвета состоит флаг Когалыма?
-Ребята, мы все любим свой город, давайте скажем пожелания своему городу и украсим его цветами, чтобы он был всегда красивым и расцветал!