Виктория Попова
Народное творчество, как основа нравственно-патриотического воспитания детей в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Народное творчество как основа нравственного-патриотического воспитания детей в МБДОУ»
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. [4]
Публикация «Народное творчество, как основа нравственно-патриотического воспитания детей в МБДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. [3]
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Организуя работу по данной теме, в начале года провела диагностику детей по музыкальному воспитанию. Результаты таковы (по старшему дошкольному возрасту) :
Наметила задачи:
1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
3. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.
4. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и типовых, провожу тематические, доминантные и сюжетные. Но каким бы по виду занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
С раннего возраста, начиная с ясельной группы (2-3года, на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии» : колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край-
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай!
Усни…
Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем — всем окружающим.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др. ; М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».
На моих музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делаю на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном — на проясняющем слове.
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Уделяя внимание развитию певческих навыков и певческой установке, ставлю следующие задачи:
- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
-эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
- воспитание музыкального вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей;
- умение слышать себя и товарищей;
- умение петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая, бодрая, героическая и т. д.). [2]
Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Благодаря народным песням, их яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом полюбила наша детвора и с удовольствием распевает не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям.
Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, я использую следующие методы и приемы:
- выразительное исполнение музыки;
- художественное слово;
- показ движения;
- образное сравнение;
- игра, подговорки;
- творческое задание, импровизация.
Методы и приемы я варьирую в зависимости от используемого материала, его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важное место при разучивании музыкально-ритмических движений, я отвожу подговоркам.
Подговорка – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название:
Носок-пятка, перетоп,
Носок-пятка, перетоп.
Вот такие молодцы-
Мы танцоры-удальцы!
Припадаем, припадаем,
Русский танец начинаем,
Как лебедушки плывем,
Хоровод мы наш ведем!
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение пожарной части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Список использованной литературы
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр
3. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. – М., 2004. С. – 6-21
4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М., 1985. – С. 3-32