Елена Прошкина
Наличие мини-музея, как часть развивающейся предметно-пространственной среды групповой комнаты
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира… Тот кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е. И. Тихеева
Одним из важнейших условий воспитания личности является развивающая предметно-пространственная среда, построению которой надо уделить особое внимание.
Публикация «Наличие мини-музея, как часть развивающейся предметно-пространственной среды групповой комнаты» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Так, что же такое предметно – развивающая среда? В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально - технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого – педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие.
При формировании развивающей предметно – пространственной среды в своей группе я опиралась на принципы рекомендованные ФГОС:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементах в эстетической организации среды;
7. принцип открытасти – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Всё групповое пространство распределено на зоны, которые не только влияют на развитие ребёнка, но и способствуют укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания. При формировании всех зон мною были учтены возраст, уровень развития, интересы. Но на одной зоне я бы хотела остановиться подробно это мини музей «Моё Прибайкалье».
Мини музей находится в нише групповой комнаты, что позволяет не занимать лишнее пространство. В музее имеется большое количество различных экспонатов (куклы в национальных костюмах, деревянная посуда, плетёные изделия, вышивка, природный материал). Макет озера Байкала и стенд Иркутской области используется не только для получения и закрепления знаний, но и для развития художественного вкуса детей дошкольников. Для развития любознательности детей экспонаты постоянно меняются. Особое внимание стоит обратить на наличие музыкальных произведений, с помощью которых дети знакомятся с культурой коренных жителей Прибайкалья. В работе с детьми используется подиум. На нём дети моделируют жилища и быт корены жителей Прибайкалья, так же он используется для выступления детей (чтения стихов, разыгрывания различных этюдов, пения песен о родном крае). Сундук бабушки Варварушки используется для ряженья и хранения национальных костюмов, различных шапочек для подвижных игр, различной атрибутики для режиссёрских и театральных игр. Для театральных игр так же используются: ширма настольная и ширма в рост ребёнка. Для рассматривания дети могут использовать альбомы, которые были созданы вместе с родителями: «Диковинки Иркутска», «Мой старый, любимый город», «Ты, да я, да мы с тобой», «Славное море священный Байкал». Книги: «Мой любимый город», «Мой дом Прибайкалье», «Прибайкальские сказки на новый лад», «Я пишу о тебе и для тебя моё Прибайкалье». На плечиках висят красочные футболки. Дети старшего возраста одевая, их берут на себя роль экскурсовода. Все экспонаты находятся в доступном месте для детей. В нашем музее не только можно трогать экспонаты, но и можно с ними играть.
Особый интерес у воспитателей и родителей вызывает практический материал для работы с детьми. Воспитатели, которые хотят углубленно познакомить детей с малой родиной Прибайкалья могут найти много интересного для себя. На полках и в удобных современных боксах мини музея стоит историка – этнографическая литература, дидактическая и художественная литература, видеофильмы, слайды, карты, схемы и перспективные планы рассчитанные на разный возраст дошкольников, иллюстративный материал, конспекты занятий, подборка картотек дидактических, настольно – печатных игр, подвижных игр, народных игр.
Тематика мини музея не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в работе музея, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. В зоне мини музея созданы условия разных направлений развития детей : социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое.
Таким образом, предметно – развивающая среда в моей группе, я считаю, создаёт условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребёнка и его развитие.