Ирина Курышова
Конспект ООД «Национальная игрушка народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
Конспект ООД по художественно-эстетическому воспитанию в старшей группе на тему:
«Национальная игрушка народов Поволжья»
к инновационному проекту «Мозайка Поволжья»
Подготовили воспитатели:
Курышова И. А.
Афонина Т. И.
г. о. Саранск
Цель
Публикация «Конспект ООД „Национальная игрушка народов Поволжья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Обучающие: расширять кругозор дошкольников о разновидностях народных игрушек; приобщать детей к мордовскому народному промыслу—изготовлению игрушек; уточнить представление о специфике мордовской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
Развивающие: развивать воображение, память, мелкую моторику рук; развивать творческие способности, координацию рук, речь.
Воспитательные: воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, самостоятельность; воспитывать интерес к быту и обычаям Мордовии.
Задачи: учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; учить декоративно оформлять вылепленных работ: роспись с помощью стека солярных знаков.
Материал: лошадка-образец, схема с показом способа лепки; пластилин, дощечки, стеки, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, дорогие мои друзья!
Сегодня предлагаю отправится в музей игрушек. Вы любите игрушки?
Ответ детей.
Воспитатель: А какие ваши любимые игрушки?
Ответ детей.
Воспитатель: Не простой, а музей Мордовских игрушек. Садитесь на волшебные подушки. Закроем глаза, произнесем волшебные слова; 1,2,3,4,5 посети музей опять. (перед детьми открывается выставка игрушек). В наше время мы покупаем игрушки в магазинах. Но давным-давно, когда не было магазинов в Мордовии с наступлением зимней поры, когда основные земледельческие работы прекращались, для селян открывался незримый простор для творчества. Cледуя традициям народного промысла – резьбы по дереву, на свет появлялись забавные игрушки, предметы домашнего обихода, утварь и многое другое. В основном делали глиняные и деревянные игрушки. Глиняные погремушки, шарики, топорики, миниатюрная посуда, фигурки животных и птиц.
Игрушки, чаще свистульки в виде фигурок домашних, реже диких животных, птиц, всадников, барынь, лепили из целого куска красной глины, затем обжигали. Их отличали условность формы и скромность декоративного оформления в виде налепов, рельефных полос, пятен, нанесенных растительными красителями.
Также изготавливали куклы из ткани.
В республике, богатой лесными массивами, дерево стало одним из любимых материалов местного населения и источником вдохновения.
Резьба по дереву была популярна среди мордвы. «Мордовским волшебникам» удаются элементы традиционного деревенского быта: телеги и сани, ветряные мельницы, конская сбруя, ступы, чугуны и т. д.
Данное рукотворное чудо наполнено волшебством и тонким юмором.
Знаменитую тавлинскую лошадку называют еще солнечным конем – из-за солярного знака, вырезанного сбоку. Его появление связано с интересной легендой, бытующей у мордовского народа. Солярный знак – символ Бога солнца (Чи Паза). В помощь людям он послал сокола и бравого скакуна. Последний прибежал быстрее. Так, народный «Пегас» стал для некоторых людей оберегом.
Предлагаю немного отдохнуть: (физкультминутка)
Быстроногая лошадка
Утром делала зарядку.
Потянулась для начала
И копытом постучала.
Цок! Цок!
А теперь прыжки – вперёд,
Вбок, назад, наоборот.
Скок! Скок!
Бег на месте, а потом-
Махи гривой и хвостом.
Мах! Мах!
До чего же хвост и грива
Шелковисты и красивы!
Ах! Ах!
Громко фыркнула Лошадка:
- Фр-р-р! Закончена зарядка!
Хочу вам предложить вылепить лошадку из пластилина и украсить ее солярными знаками. Для этого мы отправляемся в нашу мастерскую.
Давайте разомнем пальчики:
Посмотрите, что за пальчики (сжимаем, разжимаем кулачки)
Ловко скачут, как лошадки (Стучим пальчиками по столу)
На бревно и на пенёк
Прыг да скок, прыг да скок.
Воспитатель:
С помощью стека наносим рисунок по бокам лошадки.
Можете преступать к работе.
Самостоятельная работа детей.
Лепка по образцу.
Рефлексия.
Рассматривание и обсуждение готовых работ.
Воспитатель. Вы все молодцы, у нас получились прекрасные лошадки.
Уборка рабочих мест.