Получи документы

Мастер-класс «Наблюдение в природе»

Шахова
Мастер-класс «Наблюдение в природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер – класса : представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через наблюдение в природе и фиксацию данных. Задачи:

1. повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через наблюдение в природе и фиксацию данных;

2. представить участникам мастер – класса некоторые способы фиксации наблюдений с детьми дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс „Наблюдение в природе“» размещена в разделах

3. сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе метода наблюдения как основного в развитии познавательной активности дошкольников.

Ход мастер - класса

Я рада приветствовать вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Тема моего мастер - класса «Наблюдение в природе». Данная тема была выбрана не случайно. Одним из четырёх принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 года является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Согласно ФГОС ДО, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Практический опыт свидетельствует – детская душа раскрывается в общении с природой : развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

- Как вы понимаете, что такое познавательная активность? (способность ребёнка самостоятельно находить ответы на вопросы путём исследования разных объектов).

По мнению академика Н. Н. Подъякова в поисковой деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

- Назовите условия, способствующие развитию познавательной активности детей. ( - создание предметно-пространственной среды - группа должна быть оснащена современным игровым оборудованием: ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал; - постоянное обновление содержания, способов, форм самостоятельной работы; - использование игровой деятельности; - распределение нагрузки на память, мышление, внимание детей и использование разнообразных приёмов для предупреждения утомляемости; - личная заинтересованность педагога).

- В каких формах работы вы, уважаемые педагоги, развиваете познавательно-исследовательскую активность детей? (наблюдениях за живой природой, экспериментировании с объектами живой природы, проектной деятельности, исследовательской деятельности, в развивающих играх, проблемных рассказах и ситуациях, создании коллекций).

Мы обратимся к одному из самых доступных и популярных методов исследования природы - наблюдению, т. е. умению всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. К. Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

- Что, по вашему мнению, может быть целью наблюдения? (усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.)

В процессе наблюдения формируется основное содержание знаний дошкольников — представления о предметах и явлениях окружающего мира. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое (чувственное, обонятельное (запахи) и др.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Требования, предъявляемые к подготовке и проведению наблюдения :

1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.

2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.

3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной информации. В конце – делаем выводы.

5. Подготовка и организация наблюдений.

- Какие моменты необходимо продумать при подготовке к наблюдению?

1. Содержание наблюдения, его организацию.

2. Время и место проведения наблюдения.

3. Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.

4. Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Очень важно все исследуемые явления и действия фиксировать. При фиксации наблюдаемых явлений задействованы разные виды памяти — зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом.

Существуют различные способы фиксации наблюдений : Ментальные способы (способы фиксации увиденного в памяти рассказывают дети – педагог фиксирует рассказ, Использование готовых форм (подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта (явления) с помощью наглядных материалов, предложенных педагогом, выбор одного из нескольких, Изобразительные способы (для старших дошкольников).

При выборе способа фиксации наблюдения следует учитывать возраст детей.

Младшим дошкольникам легче, когда наблюдения фиксируются при помощи готовых форм.

Например, я предлагаю несколько способов фиксации наблюдений за птицами у кормушки. Обязательно должно быть наглядно видно 2 дня: предыдущий и день наблюдения.

1. При помощи готовых наглядных материалов показываем, какие птицы были у кормушки.

2. Схематические зарисовки птиц. (зарисовки делает воспитатель) Рядом должна быть карта-схема цветового обозначения птиц: коричневого цвета – воробей, жёлтого цвета – синичка, красного цвета – снегирь, сиреневого - голубь и т. д.

3. Фотографирование.

Для детей старшего дошкольного возраста подойдёт фиксация наблюдения изобразительным способом:

1. Зарисовывание объекта (требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу)

2. Схематическое зарисовывание – отражение наиболее ярких деталей.

3. Использование условных знаков - рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде.

Со старшими дошкольниками можно составить карту наблюдения за каким либо объектом живой природы. Например, наблюдая за перелётными птицами, нужно стараться делать так, чтобы дети сами старались объяснить постепенность отлё та: первыми улетают птицы, питающиеся насекомыми (ласточки, стрижи, трясогузки, затем – птицы, которые питаются семенами растений (овсянка, зяблик, последними – водоплавающие птицы, которые питаются рыбой (утки, гуси).

- Давайте вместе с вами составим карту наблюдения за птицами. (при помощи картинок составляется карта) – в определённой очерёдности отлёта разных птиц (требуется прикрепить карточку, с изображением птицы, а к ней корм, которым она питается).

Ментальные способы фиксации наблюдения в практике использует каждый из нас. Составление рассказов по вопросам хорошо подходит для младших воспитанников. Воспитатель фиксирует ответы детей. Дошкольники постарше могут сравнивать несколько объектов живой природы и отражать свои наблюдения в рассказе. В средней группе – акцент необходимо делать на отличиях, в старшей и подготовительной – на сходстве объектов.

Примерный вариант сравнительно-описательного рассказа.

-Белочка - чудесный, проворный, грациозный зверек. Лисица - хитрая и осторожная

-Весной и летом шубка у белки рыжевато-золотистая. Такая окраска подходит к ожившей весенней природе. Зимой мех у белочки серебристо-серый, густой и теплый. А лиса круглый год ходит в рыжей с золотистым отливом шубке, мех у нее теплый и пушистый.

- Главная гордость белочки - это ее великолепный пушистый хвост. Он согревает белку в ненастные дни и помогает перепрыгивать с ветки на ветку, словно руль. А у лисы хвост длинный, пушистый, на кончике совсем белый, чтобы в сумерках лисята не потерялись.

- Глаза у белочки черные, как угольки, смотрят задорно и весело. А у лисы глазки хитрые и умные, как черносливы.

-У белки уши большие, стоячие с кисточками на концах. У лисы уши треугольничками, без кисточек.

-Белочка ловко прыгает, потому что у нее задние лапы, длиннее, чем передние, а у лисы лапки стройные, тонкие.

-Белочка питается орехами и шишками, готовит запасы на зиму, а лиса ловит мышей и зайцев, запасов не делает.

-Белочка живет на дереве в дупле, и бельчата прыгают по веткам. А лиса живет в норе, и лисята играют на земле.

-Белочка боится на деревьях сову, филина, ястреба, а на земле – лису, куницу. Она прячется от них среди густых ветвей и в дупле. А кумушка-лиса боится волка, рысь и людей, потому что людям нравится ее пушистый и теплый мех. Лиса спасается бегством и прячется в норе.

- Представим, что мы с детьми посетили комнату природы, где наблюдали за рыбкой. В группе результаты наблюдения я предлагаю вам фиксировать изобразительным способом. Давайте нарисуем картину «Аквариум». (Приглашается педагог, который схематически зарисовывает ответы на вопросы алгоритма)

- Я вам буду задавать вопросы, а ответы на них вы будете озвучивать и фиксировать в рисунке.

1. Кто живет в аквариуме? (Улитка, рыбки, водоросли, и пр.)

2. В каких условиях живет рыбка? (Она плавает в воде, дышит воздухом)

3. Что и как ест рыбка? (специальный корм)

4. Что есть у рыбки? (Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот и т. д.)

5. Как рыбка плавает? (Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро.)

Спасибо вам большое за помощь. К такой картине, сделанной детьми и педагогом, можно вернуться через некоторое время, чтобы вспомнить знания о рыбке.

Ценным способом фиксации наблюдений является фотографирование. Этот способ я использую для закрепления результатов наблюдения. Мы с ребятами посадили семечко перца и фотографировали все изменения, происходящие с природным объектом. Набрав фотоматериал, предлагаю детям дидактическую игру «Что было сначала?»

Ребята под руководством воспитателя выстраивают из фотографий цепочку прорастания семени перца.

Своеобразной фиксацией наблюдений за растениями может быть приготовление совместно с детьми гербария.

Наблюдая за ростом перьев лука можно использовать линейки (полоски бумаги, палочки) для регистрации линейных размеров, длина которых соответствует размерам избранного объекта (мерки).

Для старшего возраста подходит метод укрупнения дидактических единиц, т. е. одновременное изучение 2-х взаимообратных процессов ( две луковицы посадить: одну из них поливать – получим пышный рост пера, луковица в сухой земле - засыхает).

Включение материалов наблюдений в сюжетно-ролевые игры.

Многократное воспоминание, через проведение бытовых бесед.

Моделирование – такой метод исследования, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах. Модель может быть статической (красочные настенные панно, изображающие пейзаж - биоценоз) и динамической (в таких моделях положение деталей меняется, можно показывать объекты в действии, демонстрировать процессы и явления). Модели бывают настенные, напольные, настольные.

Моделирование даёт богатейшие возможности для развития междеятельностных связей. Необходимы 4 группы деталей: растения, животные, грибы, объекты неживой природы.

Например, рассмотрим плоскостную динамическую модель дерева, которая поможет изучать с младшими дошкольниками сезонные изменения в природе : дерево зелёное, цветущее, плодоносящее, сбросившее листья.

Можно изготовить сложную модель леса: хвойные, лиственные деревья, кустарники, травы, грибы, цветы, ягоды, а также животные, относящиеся к разным классам: червей, насекомых, лягушек, жаб, ящериц, змей, разнообразных птиц и зверей, живущих в почве, на почве, на деревьях, в воздухе.

Чем разнообразнее будут формы проведения наблюдения и исследования, чем больше способов фиксации результатов наблюдения будет использовать педагог, тем активнее будет процесс познавательного развития детей. Я благодарю всех за участие в работе, примите от меня памятки «Способы фиксации наблюдений в детском саду». Спасибо всем за внимание!

Публикации по теме:

«Лесной гость». Наблюдение за ежом в природе«Лесной гость». Наблюдение за ежом в природе Каждый год, вот уже 30 лет подряд, летом мы целый месяц отдыхаем на Селигере, на базе отдыха «Чайка». Природа Селигера напоминает Карелию.

Фотоотчёт «Труд и наблюдение в природе осенью»Фотоотчёт «Труд и наблюдение в природе осенью» Золотая осень вступила в свои права. Разноцветные краски и их оттенки поражают и радуют своей необычайной красотой. Красота крон осенних.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима»Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима» Цель прогулки: Формировать у детей представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать.

Конспект прогулки с дошкольниками «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Конспект прогулки с дошкольниками «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Цель прогулки:Формировать у детей представления об изменениях происходящих в природе с наступлением осени (день стал короче,ночь длиннее);учить.

Наблюдение в природе. КрокусыНаблюдение в природе. Крокусы Наблюдение в природе. Крокусы. Цель: продолжать знакомить детей с первоцветами, развивать связную речь. Ход наблюдения. На прогулке предлагаю.

Наблюдение в природе за богомоломНаблюдение в природе за богомолом Наблюдение в природе за богомолом. Задачи: — формировать знания о том, что богомол — насекомое-хищник; — дать представление о некоторых.

Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст)Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст) Наблюдение в природе за тюльпанами. Старший дошкольный возраст. Цель: закрепление знаний о весенних цветах, растущих на клумбе - тюльпанах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Наблюдение в природе»
Опубликовано: 22 августа 2024 в 06:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Наблюдение в природе»» (включая файлы) размещена пользователем Шахова (УИ 2764788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД