Цыплакова Инга
Конспект занятия «На страже земли русской» для подготовительной группы
Цель: Познакомить детей с функциональными особенностями русских старинных крепостей – кремлей как оборонительных сооружений. Закрепить представление детей о русских богатырях, их оружии и доспехах. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну.
Ход занятия:
Рассказ воспитателя: «Начинается земля, как известно, от Кремля…» Кремль — это укреплённые оборонительные сооружения, цитадель, крепость, построенные в городе. Слово «кремль» имеет значение - «крепость внутри города».
Московский кремль
Московский Кремль, святыня наша,
Соборов древних купола,
От этих стен, старинных башен
И начинается Москва… (Ирина Буртимова)
Московский кремль является самым большим кремлем. Современные стены и башни (всего их сейчас 20) построены итальянскими архитекторами из красного кирпича. Самая известная башня — Спасская, с курантами, на фоне которой президент каждый Новый год произносит свою речь. Самый узнаваемый элемент кремлевских стен — «ласточкин хвост», пришел из Северной Италии. Появился он в кремле благодаря строителям — итальянским зодчим. С самого начала кремль выполнял не только оборонительные функции, он был и духовным центром страны. Много монастырей и церквей находилось на его территории.
Тульский кремль
Кремль строили по приказу московского князя Василия III в течение 13 лет. В эпоху крымско-татарских набегов очень нужен был бастион, защищавший Московское княжество с юга. За всю историю никому не удалось его захватить
Кремль Великого Новгорода
Самый древний кремль России и он же – самый северный Кремль России. Он же Новгородский детинец.
Кремль находился в центре города, как правило, на возвышении или вблизи реки и был окружён стенами. Нередко кремль обносили валом или выкапывали ров. Сам город строили вокруг кремля, чтобы была возможность укрыться от нападения.
Многие поселения изначально строились как кремли (города, окружённые валами, крепостными стенами и прочими средствами защиты от нападения). И возводились они в месте, удобном для защитников – на высоком холме, на обрыве, на мысу, на стрелке между рекой и притоками.
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу «ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Давным-давно много лет назад когда на Русь нападали враги, то люди прятались в крепость, которая называлась Кремль.
- А кто защищал русскую землю в те далекие времена? (ответы детей) - Конечно же богатыри.
Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.
-А какие были богатыри? (Ответы детей: Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые)
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь - не шатается.
И века простоит не шелохнется!
Физкультминутка
Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу)
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Игровое упражнение
«Я загадаю, а ты отгадай!»
-Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей
1) - Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2) - Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
3) - Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
4) - Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
5) - Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.
Подведение итогов: Наше занятие подошло к концу и я хочу у вас спросить: -Понравилось вам наше занятие?
-Скажите, ребята, что вы сегодня узнали нового? (ответы детей)