Светлана Зотова
Музыкально-ритмическая подготовка воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность музыкальной работы дошкольного учреждения во многом зависит от активного участия в ней воспитателей. Воспитатель является помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях, вечерах досуга, праздничных утренниках. Он направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в повседневную жизнь (утреннюю гимнастику, прогулки, детские игры, трудовые
процессы, различные занятия).
Публикация «Музыкально-ритмическая подготовка воспитателя» размещена в разделах
Общая музыкальная подготовка предусматривается и для учащихся вечерних и
заочных отделений педучилищ. Получить специальное педагогическое образование,
пополнить багаж педагогических знаний стремятся многие практические работники
детских садов, для которых создана сеть вечернего и заочного обучения.
Количество музыкальных дисциплин на вечерних и заочных отделениях и часы,
отведенные на каждую из них, значительно сокращены по сравнению с дневным
отделением. Музыкальные предметы (пение с элементами музыкальной грамоты,
методика музыкального воспитания, ритмика) даются очень сжато и компактно, большое
значение придается самостоятельной работе учащихся, выполнению контрольных работ,
зачетным занятиям. Поэтому помогать воспитателям в работе должны музыкальные
руководители детских садов.
К сожалению, не во всех детских садах музыкальные руководители уделяют
должное внимание систематической работе с воспитателями, Первый урок ритмики с
заочниками показывает, что многие воспитатели, проработавшие в детских садах уже
несколько лет,«не умеют слушать музыку, согласовывать с ней движения, не владеют
двигательными навыками, предусмотренными «Программой воспитания в детском саду».
У некоторых обнаруживается слабая координация движений (неправильно сочетают
движения рук и ног, плохая осанка, недостаточно развиты тормозные процессы (не
умеют с окончанием музыки остановиться).
Музыкальный руководитель порой не умеет наладить контакта с воспитателем, не
заботится о повышении его музыкальной культуры. Это относится в первую очередь, к
неопытным музыкальным руководителям, которые недооценивают роль воспитателя,
плохо используют его в музыкальной работе. Поэтому перед преподавателями ритмики в
педагогических училищах ставятся серьезные задачи в деле музыкально-ритмической
подготовки воспитателей. Ритмика помогает заложить фундамент знаний и навыков,
необходимых воспитателям в их практической деятельности в детском саду, связанных с
музыкальным искусством.
Музыкально-ритмическое воспитание учащихся заочного отделения идет по двум
основным направлениям: работа над музыкально-ритмическими навыками и над
навыками выразительного движения.
Важно научить учащихся внимательно вслушиваться в музыку, улавливать ее
настроение, разбираться в структуре в связи с развитием музыкальных образов, подмечать
изменения динамики, темпа, регистровой окраски, уметь ориентироваться в
метроритмических соотношениях. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку,
формирование чувства ритма, умение отражать в движениях не только общий характер
музыки, но и некоторые средства музыкальной выразительности, играющие
доминирующую роль, — вот главные задачи, которые стоят перед преподавателями
ритмики. Одновременно идет работа над развитием выразительности, ритмичности,
пластичности движений, взятых из области физкультуры, сюжетной драматизации и
танца.
Художественные музыкальные произведения, отобранные для ритмических занятий,
создают определенный эмоциональный настрой, тем самым облегчая овладение
двигательными навыками. Поэтому предварительное прослушивание музыки перед,
упражнениями, ее подробный разбор совершенно необходимы. Учащиеся научатся
понимать, почему в одних случаях надо переходить на контрастные движения, в других —
придать движениям новый оттенок или возвратиться к ранее исполняемому движению.
Большое внимание мы уделяем теме «Характер музыкального произведения, его
темп и динамические оттенки». Она дает возможность ознакомить учащихся с разнообразием характера музыкальных произведений (веселого, оживленного,
энергичного, торжественного, спокойного) и с тончайшими его оттенками, приучает
выполнять все движения под музыку с различной эмоциональной окраской. Учащиеся
знакомятся с выразительным значением темпа, учатся реагировать на смену темпа,
постепенное его ускорение или замедление. Они начинают воспринимать динамические
оттенки музыки, усиление и ослабление ее звучания и в связи с этим двигаться с раз-
личной силой, размахом и объемом мускульного движения.
Не менее важное значение мы придаем теме «Форма музыкального произведения»,
где учащиеся знакомятся с одночастной, двухчастной и трехчастной формами
произведения, музыкальными фразами и мотивами, строением куплетной песни,
вступлением, учатся менять свои движения. В любом упражнении, пляске, игре обя-
зательно анализируется структура музыкального произведения, связанная с развитием его
музыкальных образов.
Остальные темы представлены обзорно. Так, изучая тему «Метрическое строение
музыки», мы даем представление об основных размерах произведений, связывая их с
понятиями о польке, вальсе, марше. Знакомим учащихся со схемами дирижерских жестов,
обращаем внимание на метрическую пульсацию. Прорабатывая тему «Длительности и
ритмический рисунок», учащиеся знакомятся с основными длительностями (восьмые,
четверти, половинные, с ритмическими рисунками несложных песен (учатся их
прохлопывать и проходить шагами).
При изучении этих тем необходимо широко использовать основные движения
(ходьбу, бег, прыжки, поскоки, на которых строятся многие музыкально-ритмические
упражнения и которые доступнее учащимся, так как чаще встречаются в их практической
деятельности (на утренней гимнастике, физкультурных занятиях). Поэтому с первых
уроков ритмики мы стараемся уделить им особое внимание, показывая их разнообразие и
взаимосвязь с музыкой.
Начинаем мы с яркого, подъемного, торжественного «Марша энтузиастов» И.
Дунаевского, который помогает отрабатывать бодрую устремленную ходьбу. Следим за
осанкой учащихся, их шагом с носка и энергичными взмахами рук. Добиваемся, чтобы
они начинали ходьбу сразу после музыкального вступления и четко заканчивали ее с
концом музыки.
Используем для работы и марш Н. Леви, имеющий динамические контрасты во
второй части. Переход с широкого сильного шага вперед к высокому шагу на месте
затрудняет многих учащихся и дается им не сразу. Тогда мы предлагаем тихими и
громкими хлопками отмечать динамические изменения музыки, после чего учащиеся де-
лают меньше ошибок в смене видов ходьбы.
Усложняя задание, переходим к маршам, имеющим затактовое начало мелодии
(«Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Физкульт-ура!» Ю. Чичкова). Здесь ходьбу нужно
начинать с сильной доли после затакта, являющегося как бы моментом подготовки к
последующему движению. Четкая и ритмичная мелодия «Рондо-марша» создает бодрый
настрой.
Наибольшую трудность для учащихся представляет пружинящий шаг. Над его
элементами приходится работать особенно тщательно: учить мягко сгибать ноги в
коленях, активно отталкиваться вверх, выпрямляя колени, сохраняя хорошую осанку.
Помогают и систематические упражнения в пружинящем полуприседании, которые
чередуются с вставанием на носки, когда пятки отрываются от пола, а корпус как бы под-
брасывается вверх активным движением ног. Непрерывность движений, мягкость
приземления, качание рук вперед-назад при подъеме на носки, хорошая осанка — вот те
требования, выполнение которых обеспечивает усвоение данных упражнений.
Мы объясняем учащимся, что пружинящий шаг полезен для детей. Он используется
в плясках, хорошо подводит к поскоку, помогает в работе над легкостью и мягкостью
движений. Помимо музыкальных занятий его надо включать в утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия. Выразительный качественный показ воспитателем этого
движения послужит хорошим образцом для детей.
Марш «Физкульт-ура!» отличается разнообразием регистровой окраски,
позволяющей вводить новые задания на ориентировку в коллективе и пространстве:
перестраиваться из колонны в пары, тройки; идти врассыпную, в противоположном
направлении за новым вожатым и т. д.
Постепенно учащиеся начинают осознавать, что ходьба бывает разной Внимательно
вслушиваясь в музыку, можно, определить, какой вид ходьбы лучше отвечает характеру
данного музыкального произведения и его выразительным средствам.
Переходя от ходьбы к бегу, мы знакомим учащихся с его разнообразными видами.
Выясняем, что многие во время бега плохо работают руками (сгибают их в локтях и
прижимают к корпусу, слабо координируют движения рук и ног, не выносят корпус
вперед при стремительном и широком беге или не откидывают его назад при высоком
беге, бегут неритмично. Плохо осваивают учащиеся и неторопливый танцевальный
пружинящий бег, который встречается в танцевальных упражнениях и плясках
Систематическая тренировка, показ образца педагогом и лучшими учащимися,
конкретные указания и замечания постепенно дают положительные результаты. Учащиеся
начинают чувствовать себя увереннее, их движения приобретают легкость,
стремительность, полетность.
Мы подчеркиваем, что в работе над бегом с детьми воспитатели должны опираться и
на эмоциональное содержание музыки, по возможности связывать движения с образами
(птиц, жуков, самолетов, снежинок и т. д., давать детям предметы, помогающие развивать
легкость и устремленность бега (ленточки, шары и т. д.).
Поскоки с ноги на ногу осваиваются большинством учащихся сравнительно легко,
так как предварительная работа над пружинящей ходьбой, бегом, прыжками подводит их
к этому движению. У некоторых поначалу встречаются отдельные недостатки: делают
слабый толчок вверх, плохо оттягивают носок, прижимают согнутую в колене ногу к
другой ноге, недостаточно хорошо работают руками, однако все это при желании можно
преодолеть. В зависимости от музыки поскоки выполняются с различной силой и
выразительностью.
Так, в упражнении «Заводим волчки» (муз. Л. Шитте) грациозная подвижная музыка
предполагает легкий изящный полетный поскок вперед на одну музыкальную фразу.
Затем все кружатся (поскоком) на месте (на однообразную мелодию второй фразы
заведенный «волчок» начинает вращаться).
В упражнении «Радуемся солнышку» (муз. С. Затеплинского) радостная, подъемная
музыка диктует выполнение сильного высокого стремительного поскока с энергичными
взмахами рук, хорошим отскоком вверх. Вторая часть музыки звучит мягче, тише,
спокойнее, и движение меняется — исполняется неторопливый пружинящий шаг.
Учащихся привлекает в этих упражнениях яркий характер музыки, их образность и до-
ступность.
В работе над танцевальными элементами (боковым галопом, переменным шагом,
шагом польки) мы стараемся опираться на практический опыт наших учащихся, широко
используем дошкольный репертуар. Внимательно относимся к подбору музыки для
танцевальных движений и выразительному их исполнению.
Перед разучиванием бокового галопа обязательно отрабатываем приставной шаг в
сторону (немецкая народная мелодия). Это упражнение учит четко приставлять пятку к
пятке на мягком слегка пружинящем боковом шаге, сохранять правильный разворот
ступней и корпуса. При исполнении бокового галопа добиваемся полетного, легкого
характера этого движения, хорошей согласованности его с музыкой. Указываем учащимся
на некоторые ошибки: слишком широкий шаг в сторону, слабый толчок вверх во время
приставления пяток, поворот корпуса в сторону направления движения.
К переменному шагу подводим постепенно, давая ряд вспомогательных упражнений
(образное упражнение «Петушок», притопы и хлопки под народные мелодии в ритме
переменного шага и т. д.). Мы следим за тем, чтобы учащиеся правильно исполняли три
составных шага вперед, характерных для переменного шага (подробное описание см. в
«Методике музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлуги-ной).Некоторые на втором шаге приставляют ногу сзади или рядом с другой ногой, тем самым
тормозя непрерывность движения. Переменный шаг может исполняться с постепенным
ускорением и замедлением в зависимости от звучания музыки.
При разучивании русских народных плясовых движений стараемся использовать
эмоциональный образ, чтобы учащиеся могли уловить их характер. Так, выставление ноги
на каблук в русской пляске является выражением плясового задора; спокойный, плавный
устремленный шаг свойствен русским хороводам, отличающимся поэтичностью и
широтой.
Под веселую бодрую задорную плясовую мелодию можно двигаться: топающим
дробным шагом, выбрасывать ноги вперед, сильно притопывать одной ногой или двумя
ногами поочередно, весело приплясывать на месте и т. д.
После переменного шага учащиеся довольно быстро осваивают шаг польки, который
исполняется в том же ритме, но строится на поскоке и беге. Мы отшлифовываем это
движение, добираясь его легкости и ритмичности.
Когда движения усвоены, полезно дать их в комбинации. Например, в «Детской
польке» А. Жилинского сочетать шаг польки с боковым галопом на разные части музыки,
в «Польке» Н. Ракова переходить с бокового галопа на ритмические хлопки и кружение на
легком беге и т. д.
Каждый урок ритмики завершается детской пляской, в которую входят разученные
ранее элементы. Наряду с исполнением бытующих в детских садах плясок («Аннушка» —
чешская народная мелодия, «Круговая пляска» — русская народная мелодия «Пойду ль я,
выйду ль я», «Круговой галоп» — венгерская народная мелодия и др.) мы знакомим
учащихся с современными детскими танцами («Задорный танец» В. Золотарева, «Давайте
танцевать!» В. Комарова, «Чебурашка» В. Шаинского).
Большое значение мы придаем упражнениям для рук, включая их в каждой урок
ритмики. Работаем над маховыми и плавными движениями, движениями кисти и пальцев,
учим правильно выполнять разнообразные хлопки. Стараемся разучить известные
образные упражнения из детского репертуара («Мельница» Т. Ломовой, «Полоскание
платочков» на русскую народную мелодию, «Ветерок и ветер» Л. Бетховена, вводим
новые упражнения. Постепенно у учащихся снимается излишнее напряжение в мышцах,
исчезает скованность, появляется мягкость и плавность в движениях.
Таким образом, мы видим, что и на заочном отделении основные задачи ритмики
(развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения)
осуществляются в тесном единстве и связаны с эмоционально-образным восприятием
музыки. Музыкально-ритмические занятия предшествуют курсу методики музыкального
воспитания в детском саду, подготавливая учащихся к изучению сложного для них
предмета.
Тесная межпредметная связь двух музыкальных дисциплин обеспечивает большую
эффективность обучения, создает предпосылки для лучшего усвоения музыкальных
знаний. Навыки, полученные воспитателями в педучилище, дают им возможность шире
внедрять музыку в повседневную жизнь детского сада, активно помогать музыкальным
руководителям.
Задача же музыкальных руководителей — уделять больше внимания воспитателям,
проводить с ними систематическую работу, углубляя и закрепляя то, что они получили в
педагогических училищах.