Яна Бойкив
Конспект занятия психолога «Можно и не ссориться»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: Психологическое занятие
Тема урока: «Можно и не ссориться»
Тип урока: Открытое занятие
Цель: расширение представлений о «прощении» как об одной из важнейших духовных и нравственных ценностей человека
Задачи:
1. Расширять понятия о «прощении» и бесконфликтном общении.
2. Развивать способность понимать окружающих и умение прощать.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Публикация «Конспект занятия психолога „Можно и не ссориться“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Ссора
- Темочки
- развивать навыки саморегуляции в критических ситуациях;
- развивать дружелюбие, умение прощать, быть терпимыми к недостаткам товарищей, радоваться успехам других людей;
Образовательные:
-обучить детей соблюдать ритуалы приветствия;
-познакомить детей с понятиями «конфликт», «пауза», «тайм-аут», «простить», «рукопожатие»;
-обучать умению управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях;
-обучить методам выхода из конфликтной ситуации. Обучить детей находить компромисс в той или иной ситуации.
Дидактические средства: презентация «Можно и не ссориться».
Оборудование: проектор.
Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Ритуал приветствия
Упражнение «Рукопожатие»
Педагог рассказывает историю рукопожатия.
«Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца».
После чего поочередно пожимает руку каждому участнику, приветствуя его и называя по имени.
Отвечает педагогу, произносит приветствие в ответ. Может пожать руку другому участнику, повторив ритуал.
Учим детей соблюдать ритуалы приветствия.
Сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие в группе.
Основная часть
Физминутка
«Обиделся – простил»
Учитель просит детей встать в круг и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.
– А теперь, расправьте плечи, губы улыбаются, ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать!
Тренирует умение контролировать мимику и пантомимику.
Учим детей самоанализу эмоционального состояния.
Формирование навыков саморегуляции.
Разыгрывание ситуаций
Ситуация 1
(Учитель зачитывает данную ситуацию, дети обыгрывают.)
Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел ее. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает. (Дальше дети придумывают и доигрывают сами; обычно - потасовка, драка.)
Учитель. Ребята. В английском языке есть такое слово «тайм-аут». (Выводится на доску.)
Кто знает, что оно обозначает?
В переводе с английского тайм означает «пауза, перерыв в делах, в игре, в отношениях». А кому приходилось уже использовать паузу в игре, в ссоре? (Высказывания детей, примеры из их детского опыта.)
- А давайте вернемся к нашим героям. Как нужно поступить зайцу, чтоб не поссориться? (Взять тайм-аут.)
Ситуация 2
Подарил ежик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала, а там сидела пчела, и она ужалила лисичку в нос. (Дальше дети придумывают и доигрывают сами. Выслушивается несколько вариантов.)
Ситуация 3
Слоненок решил помочь белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит ежик, и облил его водой, а ежик. (Дальше дети придумывают и доигрывают сами.)
- А как можно обойтись без ссоры? (Взять тайм-аут.)
Разыгрывание ситуаций из жизни класса
(Дети садятся по группам. Каждой группе дается на листочке ситуация для обсуждения.)
Ситуация 1
Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю.
Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
- А как правильно поступить? (Сергею - извиниться, Пете - взять паузу, разобраться.)
Ситуация 2
На большой перемене дети распределяли игры.
У Миши с Толей выбор пал на одну и ту же игрушку. - А как правильно поступить? (Пауза - тайм-аут, договор.)
Вывод
- Так какое волшебное слово нам поможет жить без ссор?
После озвучивания ситуации дети придумывают и доигрывают сами. Здесь важно проявить инициативу, озвучив свое мнение, рассказав о собственном опыте.
Вввести в обиход детей понятие «тайм-аут». Обучать умению управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.
Саморегуляция в критических ситуациях
Игра “Разожми кулак”
Педагог рассказывает о способах выхода из конфликтной ситуации. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями.
Обучить методам выхода из конфликтной ситуации. Обучить детей находить компромисс в той или иной ситуации
Само-регуляция.
Показ мультфильма
«Колючий ежик»
Педагог включает на проекторе мультфильм. Потом обсуждают все вместе:
-А как вы думаете, о чем этот мультик?
-Ребята, а что было бы, если ежик не научился прятать свои иголки?
Дети смотрят мультфильм.
Обсудить с детьми, что означает сдерживать себя и зачем это нужно
Дружелюбие, самоконтроль, быть терпимыми к недостаткам товарищей, радоваться успехам других людей.
Итог занятия
«Рефлексия»
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что именно понравилось?
- Что не понравилось?
- Какое у Вас настроение?
Обсуждение Дети рассказывают о своих впечатлениях и своем состоянии Умение подводить итоги, высказывать свое мнение.