Татьяна Джиоева
Лэпбук по музыкальному развитию детей «Моя малая Родина Северная Осетия-Алания»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста
Джиоева Татьяна Ивановна,
музыкальный руководитель МБДОУ»Центр Развития ребенка»
Д/с №85, высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, в организованной образовательной деятельности, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Публикация «Лэпбук по музыкальному развитию детей „Моя малая Родина Северная Осетия-Алания“» размещена в разделах
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Исходя из этого, было создано дидактическое пособие лэпбук «Моя малая родина Северная Осетия-Алания» на основе музыкально-дидактических игр, которые являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Следует отметить полифункциональный характер лэпбука «Моя малая родина Северная Осетия-Алания», который можно рассматривать как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную музыкально-игровую деятельность, как средство музыкального общения ребенка и взрослого.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека.
Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории Осетии и родного города.
Гипотеза
Если у детей дошкольного возраста развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины, то можно воспитать нравственно – патриотические качества личности у детей
Цель:
Расширение представлений детей о малой Родине – РСО-Алании, городе Владикавказе, развитие речи и неречевых психических процессов детей старшего дошкольного возраста, развитие самостоятельности.
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания о символике осетинского народа;
познакомить детей с разнообразием осетинского народного орнамента.
Расширять знания детей о памятных местах родного города, его настоящем и прошлом.
Развивающие:
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Развивать у детей интерес к истории Отечества.
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, уважение к культурно историческому наследию.
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному краю, городу;
Осваиваемое детьми содержание лэпбука соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Центр Развития ребенка» д/с № 85 (образовательная область художественно-эстетическое развитие: музыкально-художественная деятельность).
Составляющие лэпбука.
Музыкально-дидактическое пособие лэпбук «Моя малая родина Северная Осетия-Алания» продолжает тему патриотического воспитания,. создан для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук отражает колорит и национальный быт Кавказа.
Он сделан в виде книжки-раскладушки, состоящей из трёх модулей.
На всех модулях расположены карманы с надписями. В карманах содержатся дидактические игры и игровые упражнения, задания, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
• Музыкально-дидактическая игра «Символы Осетии»;
• карта Осетии, фото президента;
• национальный костюм; куклы в национальных костюмах для театра;
• Диск с музыкальными произведениями для слушания.
• Карточки с изображением «Природа», «Памятники», «Орнамент», «Праздники»; портреты композиторов.
• Музыкально-дидактическая игра «Разрезные картинки», «Парные картинки. Костюмы», «Значки. Города»,
• Музыкально-дидактическая игра «Осетинские музыкальные инструменты»;
• лото «Знаменитые люди Осетии», разрезные символы (карта, флаг, герб)
Учитывая возраст детей, их умения и навыки, знакомим детей с символикой.
Дети при желании могут взять, рассмотреть, поиграть в дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери символику», «Найди пару», «Собери картинку», Лото «Знаменитые люди Осетии». Рассматривают и слушают звучание «Осетинских музыкальных инструментов», «Осетинские танцы», слушают и подпевают гимн РСО-Алании.
Изучая лэпбук, дети будут приобщаться к национальной культуре через знакомство с национальным костюмом, танцами, музыкальными инструментами, национальным орнаментом, цветовой гаммой, используемой в символике. Лэпбук» это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, повторить пройденный программный материал. Важно то, что он соответствует новым требованиям ФГОС.
Данное пособие по мере усвоения детьми этой темы, может дополняться новой информацией.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представления об осетинской музыкальной культуре, о городе, в котором они живут, об исторических памятниках. Знают культуру, обычаи и традиции осетинского народа могут назвать имена композиторов, местных писателей, художников спортсменов. Проявляют интерес к родному городу, краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно воспитательном процессе. Реализация программы позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры нашего края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу и краю.
Музыкальный репертуар, представленный на диске:
1. Гимн РСО_Алании;
2. Звучание осетинских инструментов:
Дыууадстнон фндыр) — двенадцатиструнная арфа;
Уадындз (уадындз) — свирель;
Дала-фандыр;
Хъисын-фндыр ;
Ирон кандзал фндыр (гармоника);;
Гуымсг - (барабан);
. Дала- (бубен);
Ккърцгнг- (трещетки;
3. Осетинские танцы:
Хонга;
Лезгинка;
Девичий;
Симд;
Результативность использования лэпбука.
У детей значительно повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в музыкальной деятельности.
Обогатился музыкальный опыт ребенка.
Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
Перспектива.
Использование дидактического пособия «Моя малая родина Северная Осетия-Алания» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.
Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.