Eлена
Моделирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Одним из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования.
Публикация «Моделирование в детском саду» размещена в разделах
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.).
Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей :
Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки,
связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).
Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, аппликации, в развитии речи и художественной литературе, ознакомлении с природой и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредованному решению познавательных задач.
С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. Для моделирования этих отношений ребенок может использовать условно-символические изображения, и даже несложные графические схемы. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.
Это, прежде всего, относится к сюжетно-ролевой игре. Играя, дети замещают одни предметы другими (стул используют в качестве автомашин, кубик в качестве мыла и т. п., берут на себя роли взрослых людей (мамы, повара, шофера).
Возьмем теперь детское конструирование. Если ребенок создает, например, домик из строительного материала, отдельные детали этого материала и их сочетания замещают части реального дома – его стены, потолок, крышу, а отношение этих деталей соответствует отношению таких частей, т. е. моделируют его.
Ярко выраженный моделированный характер имеет и детское рисование.
Близким к игровому замещению является замещение персонажей сказки фигурками, различие между которыми соответствует различию между персонажами. Так, три медведя с успехом могут быть замещены полосками разной длины, а кот, петух, и лиса – кружками разного цвета и т. д.
В нашей группе имеются различные модели (модели часов, графические модели, календарь погоды, карточки с изображением основных признаков зверей, птиц, рыб, насекомых, растений, схемы-модели сказок и др.).
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
• добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
• формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего времени. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.
Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.
Моделирование это интересно и увлекательно. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.