Светлана Муравина
Мнемотаблицы — это эффективное средство профилактики аграмматической дисграфии в условиях логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К. Д.
Обучение связной речи у детей с ОНР предполагает решение 2 задач: - коррекционной, - общеобразовательной. Основная цель решения этих задач – успешная подготовка детей 5-7 лет с ОНР к обучению в школе.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик. Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей ребенка и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Практика показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи детей с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т. к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, составлять план высказывания, выстраивать логическую цепочку событий и последовательно передавать содержание рассказов, сказок, случаев жизненной практики.
Публикация «Мнемотаблицы — это эффективное средство профилактики аграмматической дисграфии в условиях логопедической группы» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
В нейропсихологии самыми элементарными формами мнемоники являются ритм и рифма. Ритм – это естественный принцип упорядочения информации, люди непроизвольно применяют его. Они раз за разом повторяют данные, придерживаясь одного и того же ритма или одновременно подбирая рифмы к ним. Однако, запоминание с использованием ритма и рифмы не гарантирует понимание информации, обеспечивается только её запоминание. Так же используется перегруппировка информации на пары и акронимы. Пары – это стратегия, которая помогает усваивать информацию с большей лёгкостью, обычно использующаяся при запоминании номеров телефонов. Акронимы – это создание слова из начальных элементов, которые требуется запомнить (Например, чтобы лучше запомнить название 3-х греческих архитектурных стилей: ионического, дорического и коринфского, можно образовать акроним ИОДОКО).
В конечном счёте, техники запоминания придают смысл информации, которая ранее им не обладала, тем самым облегчая процесс запоминания. В зависимости от места образования мнемонистические приё мы могут быть поделены на 2 вида: внешние и внутренние.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ, что является одним из этапов в работе по профилактике аграмматической дисграфии.
Коррекционная работа по профилактике аграмматической дисграфии состоит из :
Обогащение и расширение словаря;
Развитие лексико-грамматического строя речи;
Развитие памяти, внимания, логического мышления;
Развитие самоконтроля и самооценки.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.
Часто педагоги пользуются готовыми схемами Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые берут за основу, вносят свои изменения и с успехом используют для занятия в детском саду. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется : даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
*Составление предложений. На этом этапе происходит обучения ребёнка работе с мнемотаблицами : пополнения словарного запаса (существительными, прилагательными, глаголами); развиваются лексико-грамматические конструкции; преобразование образов в символы; развивается внимание, память, образное мышление.
*Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
*Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых лексико-грамматических конструкций.
*Заучивание стихов детям с речевыми нарушениями можно значительно упростить, если использовать мнемотаблицы. Это помогает детям запомнить логическую последовательность элементов рассказывания.
*Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы. Предлагается детям придумать рассказы: ( Например: «Если б я был лисой» «Приключения попугая» «Я Инопланетянин» «Я - школьная принадлежность»).
Для этого используется общая карта - схема и разрезные картинки
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей
Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы, связными, полными, грамматически правильными, последовательными.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов
• Вызвать у детей желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
• Расширить круг знаний об окружающем мире.
• Активизировать словарный запас.
• Предупреждает появление дисграфии в младшем школьном возрасте
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно, держаться перед аудиторией.
• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Подробный материал по вышеизложенному можно найти у следующих авторов:
1. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда
2. Т. В. Большева. Учимся по сказке. С-П., «Детство-пресс», 2005.
3. Н. Е. Арбекова. Развиваем связную речь у детей с ОНР.
4. Е. В. Мазанова. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии