Татьяна Коростелева
Мир природы и детское творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы! Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на тропинке. Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир. Они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, попробовать на вкус. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Ведь природа является важнейшим средством эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его сенсорику, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Известный педагог Е. А. Аркин так говорил о значение природы в развитии эстетических чувств детей: «… когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звездное небо, восход солнца, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её». Поэтому, именно природа является главным объектом искусства и детского изобразительного творчества.
Публикация «Мир природы и детское творчество» размещена в разделах
Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности ребенка должна сводиться к не вмешательству в процесс его самовыражения. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребенок, если его жизнь бедна чувствами, впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Поэтому малыши очень нуждаются в руководстве и помощи взрослого, который должен научить их наблюдать и видеть неповторимую красоту природных явлений, воспитать чувство бережного, заботливого отношения к окружающему его миру, предоставить необходимый материал для самовыражения и отображения своих впечатлений от увиденного. Помогите увидеть своему сыну или дочери то интересное, удивительное, что его окружает. Замечательно делают те родители, которые во время прогулки обращают внимание детей на красоту природы : «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Смотри, как красиво!», «Посмотри какие у рябины красные листья, как будто искорки костра», «Смотри, какое облако, на что оно похоже?» и т. д. Ребенок, умеющий видеть и любоваться яркими красками природы, будет бережнее относиться к ней и стараться отобразить увиденное в своих рисунках. Ведь рисование – одно из любимейших занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Оно приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Самое главное – не упустить возможности развития способности ребенка образно воспринимать мир в живых красках. «Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей и родителей… Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребенка, особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте». (И. Ф. Смольянинов.)
Рисовать ребенок начинает раньше, чем говорить. Еще не зная назначения бумаги, карандашей, красок, он рвет ее, возит по столу или полу и радостно удивляется, когда на белом листе появляются цветные следы от красок. Это пока «проба пера» или, как его называют педагоги, «доизобразительный период». Он может затянуться и стать не интересным для ребенка, если вовремя не подключатся взрослые. Малыш никогда не научится изображать предметы и явления самостоятельно. Лишь увидев, как рисует взрослый, ему захочется подражать. Пройдя путь от манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним деятельности, ребенок начнет рисовать – отображать предметы и явления окружающего мира, фантазировать, создавать различные образы. Поэтому так важно поддержать интерес малыша к художественной деятельности как можно раньше. С чего начать? Детей необходимо обеспечить безопасными художественными материалами, т. е. начинаем с магазина канцтоваров и выбора краски. Покупаем детскую нетоксичную гуашь (имеется знак «нетоксично»). Для детей раннего возраста достаточно шести цветов, можно купить пальчиковую краску. Нельзя использовать художественную или плакатную гуашь! Использовать пищевые продукты не стоит, так как в дальнейшем ребенку будет трудно объяснить, почему нельзя есть краску. Рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено. Это может быть письменный стол, застеленный однотонной клеенкой, чтобы яркий её рисунок не отвлекал малыша от его творческой деятельности. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка с карандашами или красками, чтобы малыш их видел и имел возможность выбрать цвет по своему желанию. Позаботиться необходимо и о том, чтобы у ребенка было место для хранения изоматериала. Это может быть отдельная полочка в шкафу или столе, доступная для малыша. Это приучает ребенка к самостоятельности и аккуратности. Кроме того, необходимо обеспечить психологическую безопасность. Так детям 1-2 лет нельзя ограничивать пространство для рисования. Ребенку 3 лет можно предложить попасть кисточкой в круг, нарисованный на бумаге, а малышу 8 месяцев такое задание не под силу. И если оно будет выполняться с помощью мамы путем пассивного нанесения мазка в круг, это принесет только вред малышу. Он станет замкнутым, неуверенным в себе, утратит интерес к рисованию. Не следует забывать, что рисование для ребенка – прежде всего игра. Поэтому не надо ограничивать его свободу. Необходимо предоставить возможность поэкспериментировать с изобразительными средствами. Вначале ребенок совершает произвольные движения, черкая карандашом по бумаге, но постепенно движения руки дифференцируются, каракули становятся разнообразнее. В результате малыш, опять же при помощи взрослого, начинает узнавать в своих рисунках определенные предметы. Это мотивирует его к рисованию, вызывает желание отобразить что-нибудь точнее, красочнее. Такие игры «доизобразительного периода» подготавливают ребенка к рисованию, вызывают интерес к процессу изображения, способствуют развитию координации руки и глаз, воображения, фантазии. Таким образом, психологическая безопасность обеспечивается путем учета уровня развития ребенка, его возрастных возможностей и способностей. Очень важно, чтобы маленький человечек, взявший в руки кисть, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо. И мы, взрослые, должны помочь ему в этом, помочь овладеть элементарными навыками рисования. Для этого существуют различные техники, способы и приемы (показ техники рисования карандашом, красками, основных приемов: виды мазков: точка, примакивание, тычок, различные виды линий, нетрадиционных способов рисования).
Таким образом, нельзя переоценить значение природы в формировании и развитии эстетических чувств ребенка. «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества». (В. А. Сухомлинский).