Получи документы

Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей (6 фото)

Светлана Куприй
Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

«Мини-музей КНИГИ»

Из опыта работы воспитателя

старшей группы «НЕПОСЕДЫ» Куприй С. И.

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга…

«Дом без книги, что день без солнца».

Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Публикация «Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей» размещена в разделах

Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Музейная педагогика достаточно известное, хотя и сравнительно новое направление в воспитании дошкольников. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детских садов и городских музеев. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Мини-музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с.).

Основной целью музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейная педагогика рассматривается, как инновационная педагогическая технология.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

сотрудничество детского сада с музеями.

создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Есть дошкольные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом.

В нашем детском саду успешно используется метод проектов. Одним из них стал «Мини-музеи в детском саду». Идея создания мини-музея возникла по нескольким причинам: наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинную галерею очень сложно. Да и выставки вовсе не рассчитаны на дошкольников.

Приступая к работе по его реализации, я провела опрос родителей и детей по следующим вопросам:

Что такое музей?

Посещаете ли вы музеи? Как часто?

С кем вы посещаете музей?

Что находится в музее?

Коллекционируете ли вы что-либо?

Для чего вы собираете коллекцию?

Выяснилось, что дети практически не посещают музеи, мало детей и родителей что-то коллекционируют. Причиной этого, с одной стороны, является постоянная занятость родителей, отсутствие интереса к данному вопросу: «Лишняя трата времени и денег»; родители не придают большого значения роли музеев в воспитании ребёнка. С другой стороны, в нашем городе мало музеев, а передвижные выставки и вовсе не адаптированы к возрастным особенностям детей. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Мы решили создать свои мини-музеи в каждой группе.

Передо мной, как педагогом, стал вопрос: «Какой музей станет частичкой нашей жизни в группе?». Может музей часов – ведь мы должны жить в ногу со временем. Или музей природы – ведь человек ее часть и весьма влиятельная. А музей космоса? Ведь это так увлекательно! А где брать интересный, познавательный материал для детей? Ну, конечно, в книгах! Книги! Умные, познавательные, увлекающие. А почему бы им не стать главными героями нашего музея! Решено! В нашей группе будет жить музей КНИГИ.

Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей

Актуальность создаваемого музея:

Современные дети при наличии компьютера зачастую не интересуются книгой. Родителям порой не хватает времени на чтение книг своим детям. А ведь книга учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие. Она развивает наше мышление. Книги расширяют горизонты нашего мира.

В процессе общения с книгою ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Книга развивает речь ребёнка, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение книги развивает душу малыша, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение книг – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Задачи «Мини-музея Книги»:

Познакомить детей с историей возникновения и развития грамоты, книги.

Показать роль книги в жизни человека.

Дать элементарные представления о писателях, поэтах, художниках иллюстраторах.

Воспитание интереса к чтению.

Воспитание потребности посещать настоящие музеи.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Заинтересовать родителей в создании мини-музея и пополнении его экспонатов.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

Коммуникативная – словарная работа, развитие связной речи, активизация пассивного словаря, интонационная выразительность речи.

Познавательно-исследовательская – знакомство с разными профессиями, с технологией производства бумаги, книги, знакомство с временным циклом.

Музыкально-художественная – знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.

Продуктивная – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Игровая – сюжетные, театрализованные игры.

Фото №1 Мини музей КНИГИ Из опыта работы воспитателя старшей группы НЕПОСЕДЫ Куприй С

На подготовительном этапе я провела консультации для родителей «Коллекционирование», «Речь на ладошке», «Безопасная книга для ребенка». Также мною была организована групповая выставка «Семейное чтение» (книги для детей и родителей). Для родителей рекомендации: «Почитай мне, мама!», «Книжка, прочитанная на ночь», «Как привить интерес к книге». Родителям было предложено принести экспонаты для мини-музея, найти материал об этих экспонатах вместе с ребёнком, чтобы ребёнок мог о них рассказать. У нас собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки – малютки, книги-театры, книги – раскладушки. Различаются книг по размеру, назначению, по жанрам.

Фото №2 Отраженье исчезнувших лет Облегченье житейского ига Вечных истин немеркнущий свет Это книга Дом без книги что день без солнца

Следующим этапом совместной деятельности была подборка материалов познавательного характера, художественной литературы: загадки, стихи, пословицы, поговорки, «Бумага древности: глиняные таблички и восковые таблички, папирус, пергамент, береста», «Как «писали», когда не было букв», «Первая книга».

Фото №3 Слово музей происходит от греческого слова и латинского храм муз место посвященное наукам и искусствам Фото №4 Публикация Мини музей книги как способ общения воспитателя детей и родителей размещена в разделах Книга

Далее я планирую разработать примерный план экскурсий в мини-музее, в соответствии с годовым комплексно-тематическим планированием с учётом регионального компонента. При этом я считаю, что мини-музеи не приспособлены к проведению полноценных занятий: длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут сведут на нет самый увлекательный рассказ педагога. Целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки.

Главной экспозицией мини-музее является, конечно же, выставка детских книг. Наш мини-музей «Книги», как и все мини-музеи в ДОУ, интерактивен. Некоторые книги-экспонаты можно даже на время взять домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, общение становится более эффективным.

Кроме того, мини-музей помогает расширять кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, и, в какой-то степени, выполняет роль помещения для психологической разгрузки детей, открывая новые возможности для работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.

В работе с детьми я применяю как традиционные, так и инновационные технологии. Так, традиционная форма – беседа, рассказ сопровождаются использованием мультимедийных средств (презентации).

По мере создания мини – музея я рассказываю детям об экспонатах, организую условия для их самостоятельной деятельности.

Мини-музей легко вписался в интерьер группы и стал частью развивающих центров, он несет продуктивную, интеллектуальную нагрузку. Его экспонаты я использую для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любая книгат нашего мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Фото №5 Все материалы по теме книг Мини музеи в детском саду Музейная педагогика в детском саду Чтение книги

В дальнейшей совместной работе с детьми и родителями я планирую создать цикл экскурсий: «Любимые книги моих родителей», «Моя первая книга», «Нам подарили книгу», «Семейное чтение».

Мне важно, чтобы наш мини-музей стал центром проявления практических возможностей детей. Поэтому в данный момент мы работаем над мини-проектом «Книга своими руками». Родители дома помогают детям оформить их: записывают совместно придуманную историю, рисуют иллюстрации.

На данный момент в мини-музее организован уголок самостоятельной деятельности детей. Он способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр, интереса к исследовательской деятельности.

Уголок самостоятельности предполагает активное участие детей: в мини-музее можно не только узнать о том, как делается книга, кто ее автор, художник-иллюстратор, разыграть сказку по ролям с героями книг-театров, сделать книжку – самоделку, книжку – раскладушку, нарисовать иллюстрации.

В уголке работает «книжкина больничка», в которой собран материал: листы бумаги, ножницы, клеевой карандаш, фломастеры, вырезанные картинки, тесемочки и т. п., карточки-модели, о том, как «полечить» книгу.

Я стараюсь построить работу в мини-музее так, чтобы он помог заинтересовать не только детей, но и родителей. И если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Я очень хочу, чтобы наш мини-музей стал средством общения воспитателя, детей и их семей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей книги в младшей группеМини-музей книги в младшей группе Паспортные данные мини – музея Цели и задачи: - знакомство с видовым разнообразием книжной продукции; - изучение творчества детских писателей;.

Моя «Книга игр» (игры на развитие мелкой моторики и сенсорики)Моя «Книга игр» (игры на развитие мелкой моторики и сенсорики) Изготовление развивающих игр стало для меня любимым занятием. Изучив опыт других педагогов, и на основе своего опыта мне пришла идея - создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей
Опубликовано: 14 мая 2014 в 13:24
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музей книги как способ общения воспитателя, детей и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Куприй в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД