Наталья Кулакова
Конспект интегрированного занятия «Милости просим, гости дорогие!»
▼ Скачать + Заказать документы
Милости просим, гости дорогие!
Провела Кулакова Наталья Васильевна педагог ДО I квалификационной категории
Программное содержание:
1. Воспитывать любовь и заботу о земле, на которой живем;
2. Закрепить знания о славянах-язычниках, их верованиях;
3. Познакомить детей с воззрением славян на землю Мать-сыра Земля, богиня Земли Макошь;
4. Подвести детей к пониманию ценности почитания солнца, земли, воды, через устное народное (пословицы, былины, загадки) и художественно-изобразительное творчество (вышивка, резьба, роспись).
Материал:
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Милости просим, гости дорогие!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
• Фотоиллюстрации в круге четырех сторон света, четыре времени года, четыре стихии с изображением огня, воды, воздуха и земли.
• Иллюстрации предметов декоративно прикладного искусства (вышивка, резьба, роспись солярных знаков).
• Разные карточки символов воды, земли, солнца.
• Загадки, пословицы, текст былины.
• Запись музыки для фона.
1. Ход занятия
(Дети входят в горницу)
«Гость на гость – хозяйке радость!»
Педагог: Рассаживайтесь на лавке в моей сказочной комнате. Мы узнаем, что у сказки большая семья: легенды, придания, сны и поверья.
(Звучит старинная народная мелодия).
Вот и сегодня мы познакомимся с этими поверьями. Хотите узнать, почему люди стали делать узоры на вещах и одежде? Давно это было, так давно, что самые старые люди узнали это понаслышке от своих прародителей. Где сейчас города стоят, раньше дремучие леса были, да такие густые, что в них заблудится можно было. И обитала там всякая нечисть, малых детушек пугала, болезни напускала, дома разрушала и силы отнимала. Надоело людям терпеть это безобразие. Решили они попросить защиту у небесного покровителя, ясного Солнышка. Забрались они на высокую гору и начали кликать Солнышко:
«Солнышко-колоколнышко,
Выгляни из-за тучки,
Выгляни, высвяти.
Твои детки плачут,
Помощи просят».
Совсем нечисть поганая одолела. «Я бы с радостью – отвечает Солнышко – да без живой и мертвой воды я не в силах вам помочь. Попросите у Макоши – Царицы земной она вам поможет».
«За чем пойдешь, то и найдешь!»
Поклонились они Царице земной.
Мать Макошь – Божья!
Дай нам дождя!
Уж, дождь, дождем
Умой нас водой!
Дождик лей, дождик лей!
На меня и на людей.
Иди, иди дождик
Помочи землицу,
Дай нам водицу!
Взяла Макошь воды, черной земли, да у Солнышка красных коней. Хлопнула три раза в ладоши и сказала такие слова:
«Пока мы едины, мы непобедимы!»
Заговором звучала горячая просьба матери, избавить людей от беды.
От всех скорбей,
От всех напастей,
От лома-ломища,
От крови-кровища,
От зло-человека!
«Добро не умрет, зло пропадет!»
Появились у всех людей волшебные знаки Солнца, Воды и Земли. И стали люди не только красивыми, но и силушку в себе почувствовали.
«В здоровом теле, здоровый дух!»
Матушка – вышивает, да расписывает.
Батюшка – выпиливает, да вырезает заговоренные узоры, которые называются обереги
«Мудрено – сотворено».
С тех пор у людей много пословиц и поговорок осталось.
2. Педагог: - Кто из ребят знает пословицы и поговорки о добре, труде и счастье?
Дети:
В доме – добро,
В поле – зерно,
В доме – пирожисто,
В поле – колосисто.
Педагог: - У меня, ребята, в шкатулочке лежит, как вы думаете, что?
Дети: - Украшение.
Педагог: - Какой символ здесь изображен?
Дети: - Символ Солнца.
Педагог: - Почему символ Солнца изображен в виде креста? (показывает)
Дети: - Времена года: весна, лето, осень, зима. Стихии: вода, огонь, воздух, земля. Четыре стороны света: север, юг, запад, восток.
Педагог: - Что могли люди украсить этими знаками?
Дети: - Голову, глаза, грудь.
Игра «Найди пару».
Педагог: - А вы знаете, как раньше славяне называли солнечный знак? – Коловорот, Коло-круг, Ворот-вращением, Вращением Солнца.
Давайте все вместе произнесем эти слова. Молодцы!
Педагог: - Мы без дела не сидим.
«Руками работа – душе праздник».
- Возьмем рушничок, да нарисуем родничок, Землю Матушку, да Солнце Красное!
- Сделаем мы сегодня заговоренные узоры на полотенцах-рушниках.
«Водой лица умываем,
Рушником вытираем.
Хворь убираем»!
Педагог: - Узор должен быть одинаковым с двух сторон. Можно придумать свой узор, а кому трудно – смотрите на образец.
3. Дети рассаживаются за столы и выполняют задание
4. В конце занятии дети развешивают свои рушнечки.
Под музыку берутся за руки и водят хоровод.
«Солнышко-колоколнышко,
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Свети, Солнышко нам с неба!
Чтобы больше было хлеба».