Елена Васильевна Лисовская
Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад методического объединения «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошколь
иков в процессе детского экспериментирования»
Слайд №2.
Публикация «Методы активации познавательной деятельности, Развитие исследовательской активности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К. Е. Тимирязев
К. Е. Тимирязев
Слайд №2. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
СЛАЙД №3
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд №4. В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов :
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.». В какую ситуацию попала галка);
• схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
• метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим.
• Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
• Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
Важно выстроить взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Такое направление как метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Слайд №5. Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.
Слайд №6. Важно, чтобы ребёнок всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Ребёнок познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия.
Слайд №7. Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах общими усилиями педагогов оборудована и постоянно оснащается детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования, так же на третьем этаже сада расположен Зимний сад:
o Слайд № 8.9.10.11.12. •
Весь материал мастерской вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детского экспериментирования, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения дошкольных учреждений, предельно дёшев и доступен. При выборе «бросового» материала следует отдавать предпочтение материалам, употребляющемся для упаковки пищевых продуктов, как гарантирующих их безвредность для здоровья детей.
Слайд №13. С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека
Слайд №14. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Слайд №15 Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты.
Слайд №16.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Слайд № 17.18.19.20. Продолжая знакомить детей с песком и глиной, их свойствами.
Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Слайд № 21.22. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Слайд № 24. Так же проводятся опыты с магнитами
Исследовательская деятельность проходит через интеграцию с другими видами детской деятельности.
Слайд № 25. Педагог должен стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?
• Критика- враг творчества.
• Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка,
• Воспитывать веру ребенка в свои силы,
• Воспитывать настойчивость в выполнении задания
• Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента.
- Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?»
Слайд № 26. На первом этапе педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно.
На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск).
Слайд № 27. 28. Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.
Слайд № 29. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Слайд № 30.31.32. Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников:
• Одной из форм работы с родителями является анкетирование.
• Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
• Оформление наглядной информации в родительском уголке
– Консультация
– Памятка
– Рекомендации
• Родительское собрание
• Открытое занятие для родителей.
• Совместное детско-взрослое творчество.
• Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. Слайд № 33 .И другое…
Подводя итог хочется отметить: детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Слайд № 34. И хочется закончить своё выступление китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.