Юлия Царегородцева
Консультация «Метод проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Метод проектов».
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
В современное время возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия. Речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
Публикация «Консультация „Метод проектов“» размещена в разделах
Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает. Для этого учителя и методисты должны предлагать задания на практическое использование школьных знаний.
У педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Проблема выбора необходимого метода возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения.
Многие учебные заведения уже активно используют метод проектов. На сегодняшний день, данный метод нельзя назвать инновационным, но он является весьма актуальным в рамках Федеральных Образовательных стандартов.
Метод проектов возник в начале XX века в США под названием метод проблем. Он был связан с идеями гуманистической направленности. Его автором стал педагог и философ Дж. Дьюи. Основная идея метода состояла в ориентации учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, получаемый в ходе решения той или иной проблемы.
В России возвращение метода проектов произошло в девяностые годы двадцать первого века. Это было связано с внедрением ИКТ (информационно коммуникационных технологий) в обучающий процесс.
В настоящее время метод проектов является достаточно популярным. Он подразумевает под собой индивидуальную или коллективную работу обучающимися.
Рассмотрим несколько основных требований к использованию самого метода проектов :
1. Должно присутствовать наличие значимой и реализуемой в исследовательском, плане проблемы или задачи, требующей обобщенного знания, исследовательского расширенного поиска для ее возможного решения
2. Практическая, познавательная, теоретическая, значимость результатов, которые мы предположили (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы);
3. Самостоятельная (парная, групповая, индивидуальная) деятельность всех учащихся.
Такая форма работы требует от педагога грамотного видения проблемы проекта, внимательного и уважительного отношения к подопечным. Помогает стимулировать и поддерживать интерес учащихся к своему предмету.
Таким образом, метод проектов может обеспечить целостность педагогического процесса, развить навыки в исследовательской и творческой работе и стать стимулом к познавательной активности учащихся.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М. : АРКТИ, 2012. — 112 с.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М. : «Академия», 2000.