МААМ-картинки

«Место игры в обучении ребенка-дошкольника» (планирование и организация)

Тарасова Марина Анатольевна
«Место игры в обучении ребенка-дошкольника» (планирование и организация)
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционно ведущей деятельностью дошкольников считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность проистекает из игры, они взаимно переходят друг в друга.

Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра:

— создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

Публикация «„Место игры в обучении ребенка-дошкольника“ (планирование и организация)» размещена в разделах

— непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;

— способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

Игра — это естественный путь обучения детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на необходимость в использование при реализации программы форм специфических для детей дошкольного возраста- прежде всего-игры. Она является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей:"Социально-коммуникативное развитие","Познавательное развитие","Речевое развитие","Художественно-эстетическое развитие","Физическое развитие".В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребё нка:

-в младенческом возрасте (от2хмесяцев-1года)непосредственное эмоциональное общение с взрослым,манипулирование с предметами. ;

-в раннем возрасте(1год-3года)-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. ;

-для детей дошкольного возраста(3года-8лет)-игровая деятельность,включающая сюжетно-ролевую игру,игру с правилами и другие виды игры,коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Для развития ребёнка важно развивать игровую деятельность,поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).

В современном ДОУ игра выступает как активный метод обучения. Он сформировался на основе «игровых педагогических технологий», основанных на различных педагогических играх. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации. Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослым. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций : сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровые персонажи (Кот, Незнайка, Карлсон и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего.

Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком, помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия; игровые задания должны быть сложными, но доступными детям; пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры.

Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения) .

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Дошкольник легко учится в игре. Д. Б. Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка : развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

Педагоги ДОУ используют различные виды игр.

Огромное значение для решения задач всестороннего воспитания детей играют сюжетные игры, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы.

Игры-драматизации обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика.

Режиссерские игры могут быть групповыми.

Театрализованные игры также имеют огромные воспитательные возможности. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Строительно-конструктивные игры позволяют создавать предметы «нового» назначения. Действующие лица в игре появляются путем ролевого превращения в данный образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых.

В наибольшей степени приближены к учебным занятиям дидактические игры. В процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Направлены на достижение определенных целей воспитания и обучения и подвижные игры.

Участие в них учит детей ориентироваться в пространстве.

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества.

Игра имеет большое образовательное значение. Она проникает во все виды деятельности ребёнка-дошкольника. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организованно следующим образом :

-непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям;

-образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых,подвижных,театрализованных игр,игр с правилами,также организацию совместных с педагогом сюжетных игр,способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнёр,носитель игровой культуры,которую передаёт детям в процессе совместной деятельности.

Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самостоятельных детских игр (сюжетно-ролевых,режиссёрских,игр-эксперементирований,а а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами,подвижных,досуговых,народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности,инициативности,самостоятельности;предоставляет возможность свободного выбора тематики,партнёров,способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Таким образом,игра имеет большое образовательное значение. Она проникает во все виды деятельности ребёнка-дошкольника. В ней отражаются и развиваются знания и умения,полученные на занятиях,закрепляются правила поведения,к которым приучают детей в жизни.

Публикации по теме:

Место игры в обучении ребенка-дошкольника Традиционно ведущей деятельностью дошкольников считается игра. Учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной.

Место игры в жизни ребенка Игра – ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В игре формируется личность малыша. Каков ребёнок в игре, таков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Место игры в обучении ребенка-дошкольника» (планирование и организация)
Опубликовано: 26 мая 2015 в 21:10
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Место игры в обучении ребенка-дошкольника» (планирование и организация)» (включая файлы) размещена пользователем Тарасова Марина Анатольевна (УИ 251072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД