МААМ-картинки

Конспект занятия «Масленица широкая»

Старцева Алёна Дмитриевна
Конспект занятия «Масленица широкая»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 68»

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в Архангельске

номинация «Занятие для дошкольников на тему:

«Гражданином быть обязан».

Конспект занятия по теме: «Масленица широкая»

Автор: воспитатель МБОУ СШ № 68

Старцева Алена Дмитриевна

Архангельск

Темочки:

2018

Тема: «Масленица широкая»

Группа / возраст: старшая № 2 «Колокольчик», 5-6 лет

Форма проведения: интегрированное занятие, интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художетсвенно-эстетическе развитие, речевое развитие

Цель: Расширение и углубление знаний детей 5- 6 лет о традициях празднования Масленицы в России.

Задачи:

1. Активизировать в речи детей словарь по теме: «Масленица».

2. Систематизировать знания детей об истории, традициях праздника.

3. Продолжать формировать у дошкольников знания о символах Масленицы: блины, чучело Масленицы и т. д.

4. Способствовать воспитанию интереса и любви к русской народной культуре, через знакомство старших дошкольников с фольклором русского народа (загадки, песни, пословицы, народные забавы).

5. Продолжать развивать у детей способность вести монолог, диалог, способствовать развитию выразительности речи.

План:

1) Вводная часть – 5 минут

2) Основная часть – 18 минут

3) Заключительная часть – 2 минуты

Вопросы и задания:

Загадка о Масленице

Беседа о истории Масленицы

Рассматривание рисунков о Масленице

Рассматривание фотографий о Масленице

Поговорки о Масленице

Пение русской народной песни «Масленица»

Дидактическая игра «Символы Масленицы»

Подвижная игра «Блины»

Чтение стихотворения по ролям «Широкая масленица – сырная неделя»

Игра – развлечение «Кто выше?»

Хороводная игра «Золотые ворота»

Игра – забава «Кто сильнее?»

Игра на народных музыкальных инструментах

Ход:

Вводная часть

В музыкальном зале создана атмосфера праздника, установлены декорации: макеты деревьев, домиков. Детей встречает Алёнушка (воспитатель).

Алёнушка: Утро доброе, ребятушки! Приглашаю вас на праздник.

В сопровождении народной музыки дети проходят на стулья.

Алёнушка:

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

Дети: Масленица.

Алёнушка: Ребята, расскажите, что вы знаете о Масленице.

Дети рассказывают о празднике, демонстрируют сюжетные рисунки, выполненные на занятии по рисованию.

Дети (по очереди): Масленица - русский народный праздник.

Дети: Празднуют Масленицу с глубокой древности, уже несколько веков.

Дети: На Руси праздник пытались запретить, потому что очень много мужчин, во время гуляний, получали травмы, иногда очень тяжёлые.

Дети: Масленица – весёлый и вкусный праздник. Люди гуляют, поют, играют, пекут блины, жгут чучело Масленицы.

Алёнушка: Несмотря на все запреты, знаю я, русский народ от традиции этой не отступился и праздник каждый год людей радует. Вижу, и в Детском саду такая традиция существует.

Дети рассматривают фотографии, рассказывают поговорки, пословицы о празднике.

Дети: Как на масляной неделе, в потолок блины летели!

Дети: Мы думали Масленица семь недель, а она только семь денёчков!

Дети: Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны!

Алёнушка: Приходит Масленица к нам каждый год в конце февраля, начале марта и длится целую неделю. Давайте ребята все вместе весело да задорно будем зиму провожать, да весну будем встречать! Согласны?

Дети: Да! Согласны!

Основная часть

Дети поют русскую народную песню «Масленица» под сопровождение фортепиано.

Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая! Дуня румяная

Коса длинная, трёхаршинная

Брови чёрные, наведённые.

Масленица – блиноедка,

Масленица – жироедка,

Масленица – обируха,

Масленица – обмануха!

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Алёнушка: Знаете ли вы ребята, почему Масленицу, так назвали?

Дети: Румяная, как блины, как щёчки девушек на морозе.

Дети: Коса трёхаршинная, потому что Чучело Масленицы всегда с косой длинной.

Дети: Блиноедка, потому что много блинов в это время пекут и едят.

Алёнушка: Правы, ребята. У меня для вас есть забава интересная, уж больно с вами поиграть мне хочется.

Дидактическая игра «Символ Масленицы».

На столе выложены карточки с символами праздников: медведь, ёлка, флаг России, пасхальный кулич, Петрушка, ёлочная игрушка, блины и т. д. Перед детьми стоит задача выбрать символы Масленицы. В конце – дети демонстрируют результат. (Приложение 1).

Дети: Чучело Масленицы.

Алёнушка: Помните, ребятушки, обрядовых кукол вы делали - Маслениц. В каждом доме на масленичной неделе такая кукла должна быть. Чучело её носили по всей деревне с песнями, да хороводами, а в конце недели сжигали, с зимой прощались.

Дети: Блины.

Алёнушка: На солнышко похожи – круглы да румяны. Поэтому пекли блинов много, чтоб весна поторопилась, заманивали её. У каждой хозяйки свой рецепт блинов был, передавали рецепт по наследству. Разные блины пекли: тонкие и толстые, ажурные, с начинками и без, мясные и сладкие, но всегда их с маслом подавали.

Дети: Медведь.

Алёнушка: Человека в медведя наряжали, он плясал, изображая просыпающегося после спячки медведя, а вокруг него водили хороводы. Настоящих медведей дрессировали - ходили они на задних лапах, да девиц передразнивали.

Дети: Петрушка.

Алёнушка: Воплощение простоты, беззаботности и безудержного веселья русского народа.

Алёнушка: На Масленицу, ребятушки, принято играть. Выходите, да в круг становитесь.

Игра «Блины» (Дети становятся в круг, повторяют движения под музыку).

Мы печем блины с утра,

Чтобы их была ГОРА!

Хлоп!

Хватит всем друзьям, знакомым!

Первый блин, конечно, комом.

Хлоп!

Будет пир у нас горой!

Подгорел слегка второй.

Хлоп!

Тут за дело взялся папа –

Третий блин скатился на пол.

Хлоп!

Брат решил испечь один –

Разорвал четвертый блин.

Хлоп!

Бабушка взялась за пятый –

Получился он помятый!

Хлоп!

А шестой пекла сестра –

Ужинать пришла пора!

Хлоп!

Дедушка седьмой испёк –

Сразу блин стащил щенок!

Хлоп!

Остальные делал я –

Тесто кончилось, друзья!

Хлоп!

Ну, а мама прокричала:

«Завтра всё начнем сначала!»

Игра заканчивается, ребята садятся на стулья.

Алёнушка: Совсем я, ребята, с вами заигралась, о блинах то забыла. Ведь и тесто замесила, вас угостить хотела, да к приходу не поспела.

Под музыку появляется Петрушка.

Петрушка:

Здравствуйте, гости дорогие,

Вы весёлые такие.

Что за праздник у ребят,

Здесь играют и шалят!

Алёнушка: Здравствуй, Петрушка!

Ты Петрушка помоги,

Нам про праздник расскажи.

Мы сейчас играем,

А как встречать, не знаем!

Петрушка: Читает стихотворение с детьми по ролям «Широкая масленица – сырная неделя!»

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".

Дети:

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

Петрушка:

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Дети:

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Петрушка:

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Дети:

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Петрушка:

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Дети:

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

Петрушка:

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".

Дети:

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Петрушка:

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Дети:

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Петрушка:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Дети хлопают в ладоши, благодарят Петрушку.

Алёнушка: Спасибо, Петрушка, какой день вам больше всего понравился, ребята?

Дети: Вторник – день игр и развлечений.

Алёнушка: Знаем мы Петрушка, что ты всегда на Масленице веселишься, с нами поиграй, не откажи.

Петрушка: С удовольствием, ребята. Игру вам первую предложу «Кто выше?» Дети прыгают через макет костра.

Алёнушка: Хорошо ребятушки порезвились. Спасибо, Петрушка. Знаю я есть традиция на Масленицу хороводы водить, ребята наши хороводную игру знают.

Хороводная игра «Золотые ворота».

Алёнушка: Приглашайте, ребята, Петрушку.

Все встают в круг, два человека поднимают руки, образуя ворота, остальные, взявшись за руки и под музыку, начинают двигаться по кругу, произнося слова. При произнесении последней фразы ворота опускаются, и в кольце оказываются ещё участники, которые затем встают на ворота.

Золотые ворота,

Проходите господа,

На первый раз прощается,

Второй запоминается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Алёнушка: Ловкости у вас, ребята не занимать, а вот силушкой богатырской вы ещё не мерялись. Следующая игра – забава «Кто сильнее?» (Две команды соревнуются в перетягивании каната, но стоят при этом спиной друг к другу)

Игра завершается, когда одна из команд перетянет другую, дети садятся на стульчики.

Петрушка:

Каждый праздник, каждый день,

Нам играть с тобой не лень,

Мы во всё уж поиграли,

Только песен не слыхали.

Алёнушка:

А у нас оркестр есть,

Звуков тонких в нём не счесть.

И на ложках мы играем,

И звонить мы успеваем,

Для тебя сейчас сыграем.

Дети берут народные музыкальные инструменты, играют под сопровождение фортепиано.

Заключительная часть

Алёнушка:

Мы весну зазывали, зиму провожали!

Много нового узнали,

Играли, веселились, плясали,

А главного так и не увидали!

Под музыку Алёнушка выносит блюдо с блинами. Угощает детей и Петрушку.

Алёнушка: Кушайте на здоровье, ребятушки. Ко мне в гости приходите, да меня к себе зовите.

Технические средства: музыкальный центр, проектор

Дидактические материалы: Компьютерная презентация, костюмы Алёнушки, Петрушки, макет костра, карточки с изображением символов праздников, русские народные музыкальные инструменты

Методическая литература:

1. «От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2013

2. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду (для детей 2 – 7 лет). ФГОС.» - М. : Мозаика-Синтез, 2015

Интернет – ресурсы:

1. https://schci.ru/

2. http://www.maam.ru

Публикации по теме:

Мероприятие «Широкая Масленица»Мероприятие «Широкая Масленица» 4 марта в нашем детском саду дети стали участниками праздника «Широкая масленица». Весёлый и красивый есть праздник на Руси. Его все ждут.

Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!» Фото отчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Весь народ празднует широкую Масленицу, а для детей это один из самых любимых праздников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Широкая Масленица»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Широкая Масленица» г. Северодвинск МАДОУ № 77 "Зоренька" Воспитатель Крутикова Татьяна Анатольевна, 1 квалификационная категория Конспект непосредственной.

Конспект НОД «Широкая Масленица» во второй младшей группе Цель: Цель. Знакомство детей с русским народным праздником Масленицей, посвященным концу зимы. Задачи: Знакомить с русским народным праздником.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект развлечения «Широкая масленица» в средней группеКонспект развлечения «Широкая масленица» в средней группе Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.

Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей второй младшей группы Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей 2 младшей группы. Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Задачи: 1.

НОД «Широкая Масленица»НОД «Широкая Масленица» Ход НОД Воспитатель: Как хозяева наши постарались, В доме к празднику все прибрались. Все готовы? (Да). Ну, тогда Ворота отворяйте, да.

Фотоотчет «Широкая Масленица»Фотоотчет «Широкая Масленица» Цель : доставить радость детям. Задачи: -знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями. -воспитывать.

Фотоотчет «Широкая Масленица»Фотоотчет «Широкая Масленица» 6 марта 2019 в нашем детском саду состоялся шумный и веселый праздник «Широкая Масленица». Это развлечение ежегодно проводится, и стало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Масленица широкая»
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 20:31
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Масленица широкая»» (включая файлы) размещена пользователем Старцева Алёна Дмитриевна (УИ 971361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД