Лучший педагог года

Конспект занятия «Масленица широкая»

Старцева Алёна Дмитриевна
Конспект занятия «Масленица широкая»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 68»

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в Архангельске

номинация «Занятие для дошкольников на тему:

«Гражданином быть обязан».

Конспект занятия по теме: «Масленица широкая»

Автор: воспитатель МБОУ СШ № 68

Старцева Алена Дмитриевна

Архангельск

Публикация «Конспект занятия „Масленица широкая“» размещена в разделах

2018

Тема: «Масленица широкая»

Группа / возраст: старшая № 2 «Колокольчик», 5-6 лет

Форма проведения: интегрированное занятие, интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художетсвенно-эстетическе развитие, речевое развитие

Цель: Расширение и углубление знаний детей 5- 6 лет о традициях празднования Масленицы в России.

Задачи:

1. Активизировать в речи детей словарь по теме: «Масленица».

2. Систематизировать знания детей об истории, традициях праздника.

3. Продолжать формировать у дошкольников знания о символах Масленицы: блины, чучело Масленицы и т. д.

4. Способствовать воспитанию интереса и любви к русской народной культуре, через знакомство старших дошкольников с фольклором русского народа (загадки, песни, пословицы, народные забавы).

5. Продолжать развивать у детей способность вести монолог, диалог, способствовать развитию выразительности речи.

План:

1) Вводная часть – 5 минут

2) Основная часть – 18 минут

3) Заключительная часть – 2 минуты

Вопросы и задания:

Загадка о Масленице

Беседа о истории Масленицы

Рассматривание рисунков о Масленице

Рассматривание фотографий о Масленице

Поговорки о Масленице

Пение русской народной песни «Масленица»

Дидактическая игра «Символы Масленицы»

Подвижная игра «Блины»

Чтение стихотворения по ролям «Широкая масленица – сырная неделя»

Игра – развлечение «Кто выше?»

Хороводная игра «Золотые ворота»

Игра – забава «Кто сильнее?»

Игра на народных музыкальных инструментах

Ход:

Вводная часть

В музыкальном зале создана атмосфера праздника, установлены декорации: макеты деревьев, домиков. Детей встречает Алёнушка (воспитатель).

Алёнушка: Утро доброе, ребятушки! Приглашаю вас на праздник.

В сопровождении народной музыки дети проходят на стулья.

Алёнушка:

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

Дети: Масленица.

Алёнушка: Ребята, расскажите, что вы знаете о Масленице.

Дети рассказывают о празднике, демонстрируют сюжетные рисунки, выполненные на занятии по рисованию.

Дети (по очереди): Масленица - русский народный праздник.

Дети: Празднуют Масленицу с глубокой древности, уже несколько веков.

Дети: На Руси праздник пытались запретить, потому что очень много мужчин, во время гуляний, получали травмы, иногда очень тяжёлые.

Дети: Масленица – весёлый и вкусный праздник. Люди гуляют, поют, играют, пекут блины, жгут чучело Масленицы.

Алёнушка: Несмотря на все запреты, знаю я, русский народ от традиции этой не отступился и праздник каждый год людей радует. Вижу, и в Детском саду такая традиция существует.

Дети рассматривают фотографии, рассказывают поговорки, пословицы о празднике.

Дети: Как на масляной неделе, в потолок блины летели!

Дети: Мы думали Масленица семь недель, а она только семь денёчков!

Дети: Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны!

Алёнушка: Приходит Масленица к нам каждый год в конце февраля, начале марта и длится целую неделю. Давайте ребята все вместе весело да задорно будем зиму провожать, да весну будем встречать! Согласны?

Дети: Да! Согласны!

Основная часть

Дети поют русскую народную песню «Масленица» под сопровождение фортепиано.

Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая! Дуня румяная

Коса длинная, трёхаршинная

Брови чёрные, наведённые.

Масленица – блиноедка,

Масленица – жироедка,

Масленица – обируха,

Масленица – обмануха!

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Алёнушка: Знаете ли вы ребята, почему Масленицу, так назвали?

Дети: Румяная, как блины, как щёчки девушек на морозе.

Дети: Коса трёхаршинная, потому что Чучело Масленицы всегда с косой длинной.

Дети: Блиноедка, потому что много блинов в это время пекут и едят.

Алёнушка: Правы, ребята. У меня для вас есть забава интересная, уж больно с вами поиграть мне хочется.

Дидактическая игра «Символ Масленицы».

На столе выложены карточки с символами праздников: медведь, ёлка, флаг России, пасхальный кулич, Петрушка, ёлочная игрушка, блины и т. д. Перед детьми стоит задача выбрать символы Масленицы. В конце – дети демонстрируют результат. (Приложение 1).

Дети: Чучело Масленицы.

Алёнушка: Помните, ребятушки, обрядовых кукол вы делали - Маслениц. В каждом доме на масленичной неделе такая кукла должна быть. Чучело её носили по всей деревне с песнями, да хороводами, а в конце недели сжигали, с зимой прощались.

Дети: Блины.

Алёнушка: На солнышко похожи – круглы да румяны. Поэтому пекли блинов много, чтоб весна поторопилась, заманивали её. У каждой хозяйки свой рецепт блинов был, передавали рецепт по наследству. Разные блины пекли: тонкие и толстые, ажурные, с начинками и без, мясные и сладкие, но всегда их с маслом подавали.

Дети: Медведь.

Алёнушка: Человека в медведя наряжали, он плясал, изображая просыпающегося после спячки медведя, а вокруг него водили хороводы. Настоящих медведей дрессировали - ходили они на задних лапах, да девиц передразнивали.

Дети: Петрушка.

Алёнушка: Воплощение простоты, беззаботности и безудержного веселья русского народа.

Алёнушка: На Масленицу, ребятушки, принято играть. Выходите, да в круг становитесь.

Игра «Блины» (Дети становятся в круг, повторяют движения под музыку).

Мы печем блины с утра,

Чтобы их была ГОРА!

Хлоп!

Хватит всем друзьям, знакомым!

Первый блин, конечно, комом.

Хлоп!

Будет пир у нас горой!

Подгорел слегка второй.

Хлоп!

Тут за дело взялся папа –

Третий блин скатился на пол.

Хлоп!

Брат решил испечь один –

Разорвал четвертый блин.

Хлоп!

Бабушка взялась за пятый –

Получился он помятый!

Хлоп!

А шестой пекла сестра –

Ужинать пришла пора!

Хлоп!

Дедушка седьмой испёк –

Сразу блин стащил щенок!

Хлоп!

Остальные делал я –

Тесто кончилось, друзья!

Хлоп!

Ну, а мама прокричала:

«Завтра всё начнем сначала!»

Игра заканчивается, ребята садятся на стулья.

Алёнушка: Совсем я, ребята, с вами заигралась, о блинах то забыла. Ведь и тесто замесила, вас угостить хотела, да к приходу не поспела.

Под музыку появляется Петрушка.

Петрушка:

Здравствуйте, гости дорогие,

Вы весёлые такие.

Что за праздник у ребят,

Здесь играют и шалят!

Алёнушка: Здравствуй, Петрушка!

Ты Петрушка помоги,

Нам про праздник расскажи.

Мы сейчас играем,

А как встречать, не знаем!

Петрушка: Читает стихотворение с детьми по ролям «Широкая масленица – сырная неделя!»

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".

Дети:

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

Петрушка:

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Дети:

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Петрушка:

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Дети:

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Петрушка:

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Дети:

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

Петрушка:

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".

Дети:

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Петрушка:

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Дети:

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Петрушка:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Дети хлопают в ладоши, благодарят Петрушку.

Алёнушка: Спасибо, Петрушка, какой день вам больше всего понравился, ребята?

Дети: Вторник – день игр и развлечений.

Алёнушка: Знаем мы Петрушка, что ты всегда на Масленице веселишься, с нами поиграй, не откажи.

Петрушка: С удовольствием, ребята. Игру вам первую предложу «Кто выше?» Дети прыгают через макет костра.

Алёнушка: Хорошо ребятушки порезвились. Спасибо, Петрушка. Знаю я есть традиция на Масленицу хороводы водить, ребята наши хороводную игру знают.

Хороводная игра «Золотые ворота».

Алёнушка: Приглашайте, ребята, Петрушку.

Все встают в круг, два человека поднимают руки, образуя ворота, остальные, взявшись за руки и под музыку, начинают двигаться по кругу, произнося слова. При произнесении последней фразы ворота опускаются, и в кольце оказываются ещё участники, которые затем встают на ворота.

Золотые ворота,

Проходите господа,

На первый раз прощается,

Второй запоминается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Алёнушка: Ловкости у вас, ребята не занимать, а вот силушкой богатырской вы ещё не мерялись. Следующая игра – забава «Кто сильнее?» (Две команды соревнуются в перетягивании каната, но стоят при этом спиной друг к другу)

Игра завершается, когда одна из команд перетянет другую, дети садятся на стульчики.

Петрушка:

Каждый праздник, каждый день,

Нам играть с тобой не лень,

Мы во всё уж поиграли,

Только песен не слыхали.

Алёнушка:

А у нас оркестр есть,

Звуков тонких в нём не счесть.

И на ложках мы играем,

И звонить мы успеваем,

Для тебя сейчас сыграем.

Дети берут народные музыкальные инструменты, играют под сопровождение фортепиано.

Заключительная часть

Алёнушка:

Мы весну зазывали, зиму провожали!

Много нового узнали,

Играли, веселились, плясали,

А главного так и не увидали!

Под музыку Алёнушка выносит блюдо с блинами. Угощает детей и Петрушку.

Алёнушка: Кушайте на здоровье, ребятушки. Ко мне в гости приходите, да меня к себе зовите.

Технические средства: музыкальный центр, проектор

Дидактические материалы: Компьютерная презентация, костюмы Алёнушки, Петрушки, макет костра, карточки с изображением символов праздников, русские народные музыкальные инструменты

Методическая литература:

1. «От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2013

2. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду (для детей 2 – 7 лет). ФГОС.» - М. : Мозаика-Синтез, 2015

Интернет – ресурсы:

1. https://schci.ru/

2. http://www.maam.ru

Публикации по теме:

Мероприятие «Широкая Масленица»Мероприятие «Широкая Масленица» 4 марта в нашем детском саду дети стали участниками праздника «Широкая масленица». Весёлый и красивый есть праздник на Руси. Его все ждут.

Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Фотоотчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!» Фото отчет «Масленица звонкая, Масленица широкая!»Весь народ празднует широкую Масленицу, а для детей это один из самых любимых праздников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Широкая Масленица»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Широкая Масленица» г. Северодвинск МАДОУ № 77 "Зоренька" Воспитатель Крутикова Татьяна Анатольевна, 1 квалификационная категория Конспект непосредственной.

Конспект НОД «Широкая Масленица» во второй младшей группе Цель: Цель. Знакомство детей с русским народным праздником Масленицей, посвященным концу зимы. Задачи: Знакомить с русским народным праздником.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект развлечения «Широкая масленица» в средней группеКонспект развлечения «Широкая масленица» в средней группе Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.

Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей второй младшей группы Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей 2 младшей группы. Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Задачи: 1.

НОД «Широкая Масленица»НОД «Широкая Масленица» Ход НОД Воспитатель: Как хозяева наши постарались, В доме к празднику все прибрались. Все готовы? (Да). Ну, тогда Ворота отворяйте, да.

Фотоотчет «Широкая Масленица»Фотоотчет «Широкая Масленица» Цель : доставить радость детям. Задачи: -знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями. -воспитывать.

Фотоотчет «Широкая Масленица»Фотоотчет «Широкая Масленица» 6 марта 2019 в нашем детском саду состоялся шумный и веселый праздник «Широкая Масленица». Это развлечение ежегодно проводится, и стало.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Масленица широкая»
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 20:31
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Масленица широкая»» (включая файлы) размещена пользователем Старцева Алёна Дмитриевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД