Старцева Алёна Дмитриевна
Конспект занятия «Масленица широкая»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 68»
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в Архангельске
номинация «Занятие для дошкольников на тему:
«Гражданином быть обязан».
Конспект занятия по теме: «Масленица широкая»
Автор: воспитатель МБОУ СШ № 68
Старцева Алена Дмитриевна
Архангельск
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
2018
Тема: «Масленица широкая»
Группа / возраст: старшая № 2 «Колокольчик», 5-6 лет
Форма проведения: интегрированное занятие, интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художетсвенно-эстетическе развитие, речевое развитие
Цель: Расширение и углубление знаний детей 5- 6 лет о традициях празднования Масленицы в России.
Задачи:
1. Активизировать в речи детей словарь по теме: «Масленица».
2. Систематизировать знания детей об истории, традициях праздника.
3. Продолжать формировать у дошкольников знания о символах Масленицы: блины, чучело Масленицы и т. д.
4. Способствовать воспитанию интереса и любви к русской народной культуре, через знакомство старших дошкольников с фольклором русского народа (загадки, песни, пословицы, народные забавы).
5. Продолжать развивать у детей способность вести монолог, диалог, способствовать развитию выразительности речи.
План:
1) Вводная часть – 5 минут
2) Основная часть – 18 минут
3) Заключительная часть – 2 минуты
Вопросы и задания:
Загадка о Масленице
Беседа о истории Масленицы
Рассматривание рисунков о Масленице
Рассматривание фотографий о Масленице
Поговорки о Масленице
Пение русской народной песни «Масленица»
Дидактическая игра «Символы Масленицы»
Подвижная игра «Блины»
Чтение стихотворения по ролям «Широкая масленица – сырная неделя»
Игра – развлечение «Кто выше?»
Хороводная игра «Золотые ворота»
Игра – забава «Кто сильнее?»
Игра на народных музыкальных инструментах
Ход:
Вводная часть
В музыкальном зале создана атмосфера праздника, установлены декорации: макеты деревьев, домиков. Детей встречает Алёнушка (воспитатель).
Алёнушка: Утро доброе, ребятушки! Приглашаю вас на праздник.
В сопровождении народной музыки дети проходят на стулья.
Алёнушка:
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
Дети: Масленица.
Алёнушка: Ребята, расскажите, что вы знаете о Масленице.
Дети рассказывают о празднике, демонстрируют сюжетные рисунки, выполненные на занятии по рисованию.
Дети (по очереди): Масленица - русский народный праздник.
Дети: Празднуют Масленицу с глубокой древности, уже несколько веков.
Дети: На Руси праздник пытались запретить, потому что очень много мужчин, во время гуляний, получали травмы, иногда очень тяжёлые.
Дети: Масленица – весёлый и вкусный праздник. Люди гуляют, поют, играют, пекут блины, жгут чучело Масленицы.
Алёнушка: Несмотря на все запреты, знаю я, русский народ от традиции этой не отступился и праздник каждый год людей радует. Вижу, и в Детском саду такая традиция существует.
Дети рассматривают фотографии, рассказывают поговорки, пословицы о празднике.
Дети: Как на масляной неделе, в потолок блины летели!
Дети: Мы думали Масленица семь недель, а она только семь денёчков!
Дети: Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны!
Алёнушка: Приходит Масленица к нам каждый год в конце февраля, начале марта и длится целую неделю. Давайте ребята все вместе весело да задорно будем зиму провожать, да весну будем встречать! Согласны?
Дети: Да! Согласны!
Основная часть
Дети поют русскую народную песню «Масленица» под сопровождение фортепиано.
Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая! Дуня румяная
Коса длинная, трёхаршинная
Брови чёрные, наведённые.
Масленица – блиноедка,
Масленица – жироедка,
Масленица – обируха,
Масленица – обмануха!
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Алёнушка: Знаете ли вы ребята, почему Масленицу, так назвали?
Дети: Румяная, как блины, как щёчки девушек на морозе.
Дети: Коса трёхаршинная, потому что Чучело Масленицы всегда с косой длинной.
Дети: Блиноедка, потому что много блинов в это время пекут и едят.
Алёнушка: Правы, ребята. У меня для вас есть забава интересная, уж больно с вами поиграть мне хочется.
Дидактическая игра «Символ Масленицы».
На столе выложены карточки с символами праздников: медведь, ёлка, флаг России, пасхальный кулич, Петрушка, ёлочная игрушка, блины и т. д. Перед детьми стоит задача выбрать символы Масленицы. В конце – дети демонстрируют результат. (Приложение 1).
Дети: Чучело Масленицы.
Алёнушка: Помните, ребятушки, обрядовых кукол вы делали - Маслениц. В каждом доме на масленичной неделе такая кукла должна быть. Чучело её носили по всей деревне с песнями, да хороводами, а в конце недели сжигали, с зимой прощались.
Дети: Блины.
Алёнушка: На солнышко похожи – круглы да румяны. Поэтому пекли блинов много, чтоб весна поторопилась, заманивали её. У каждой хозяйки свой рецепт блинов был, передавали рецепт по наследству. Разные блины пекли: тонкие и толстые, ажурные, с начинками и без, мясные и сладкие, но всегда их с маслом подавали.
Дети: Медведь.
Алёнушка: Человека в медведя наряжали, он плясал, изображая просыпающегося после спячки медведя, а вокруг него водили хороводы. Настоящих медведей дрессировали - ходили они на задних лапах, да девиц передразнивали.
Дети: Петрушка.
Алёнушка: Воплощение простоты, беззаботности и безудержного веселья русского народа.
Алёнушка: На Масленицу, ребятушки, принято играть. Выходите, да в круг становитесь.
Игра «Блины» (Дети становятся в круг, повторяют движения под музыку).
Мы печем блины с утра,
Чтобы их была ГОРА!
Хлоп!
Хватит всем друзьям, знакомым!
Первый блин, конечно, комом.
Хлоп!
Будет пир у нас горой!
Подгорел слегка второй.
Хлоп!
Тут за дело взялся папа –
Третий блин скатился на пол.
Хлоп!
Брат решил испечь один –
Разорвал четвертый блин.
Хлоп!
Бабушка взялась за пятый –
Получился он помятый!
Хлоп!
А шестой пекла сестра –
Ужинать пришла пора!
Хлоп!
Дедушка седьмой испёк –
Сразу блин стащил щенок!
Хлоп!
Остальные делал я –
Тесто кончилось, друзья!
Хлоп!
Ну, а мама прокричала:
«Завтра всё начнем сначала!»
Игра заканчивается, ребята садятся на стулья.
Алёнушка: Совсем я, ребята, с вами заигралась, о блинах то забыла. Ведь и тесто замесила, вас угостить хотела, да к приходу не поспела.
Под музыку появляется Петрушка.
Петрушка:
Здравствуйте, гости дорогие,
Вы весёлые такие.
Что за праздник у ребят,
Здесь играют и шалят!
Алёнушка: Здравствуй, Петрушка!
Ты Петрушка помоги,
Нам про праздник расскажи.
Мы сейчас играем,
А как встречать, не знаем!
Петрушка: Читает стихотворение с детьми по ролям «Широкая масленица – сырная неделя!»
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".
Дети:
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Петрушка:
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Дети:
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Петрушка:
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Дети:
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Петрушка:
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Дети:
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
Петрушка:
ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".
Дети:
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Петрушка:
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Дети:
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Петрушка:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Дети хлопают в ладоши, благодарят Петрушку.
Алёнушка: Спасибо, Петрушка, какой день вам больше всего понравился, ребята?
Дети: Вторник – день игр и развлечений.
Алёнушка: Знаем мы Петрушка, что ты всегда на Масленице веселишься, с нами поиграй, не откажи.
Петрушка: С удовольствием, ребята. Игру вам первую предложу «Кто выше?» Дети прыгают через макет костра.
Алёнушка: Хорошо ребятушки порезвились. Спасибо, Петрушка. Знаю я есть традиция на Масленицу хороводы водить, ребята наши хороводную игру знают.
Хороводная игра «Золотые ворота».
Алёнушка: Приглашайте, ребята, Петрушку.
Все встают в круг, два человека поднимают руки, образуя ворота, остальные, взявшись за руки и под музыку, начинают двигаться по кругу, произнося слова. При произнесении последней фразы ворота опускаются, и в кольце оказываются ещё участники, которые затем встают на ворота.
Золотые ворота,
Проходите господа,
На первый раз прощается,
Второй запоминается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Алёнушка: Ловкости у вас, ребята не занимать, а вот силушкой богатырской вы ещё не мерялись. Следующая игра – забава «Кто сильнее?» (Две команды соревнуются в перетягивании каната, но стоят при этом спиной друг к другу)
Игра завершается, когда одна из команд перетянет другую, дети садятся на стульчики.
Петрушка:
Каждый праздник, каждый день,
Нам играть с тобой не лень,
Мы во всё уж поиграли,
Только песен не слыхали.
Алёнушка:
А у нас оркестр есть,
Звуков тонких в нём не счесть.
И на ложках мы играем,
И звонить мы успеваем,
Для тебя сейчас сыграем.
Дети берут народные музыкальные инструменты, играют под сопровождение фортепиано.
Заключительная часть
Алёнушка:
Мы весну зазывали, зиму провожали!
Много нового узнали,
Играли, веселились, плясали,
А главного так и не увидали!
Под музыку Алёнушка выносит блюдо с блинами. Угощает детей и Петрушку.
Алёнушка: Кушайте на здоровье, ребятушки. Ко мне в гости приходите, да меня к себе зовите.
Технические средства: музыкальный центр, проектор
Дидактические материалы: Компьютерная презентация, костюмы Алёнушки, Петрушки, макет костра, карточки с изображением символов праздников, русские народные музыкальные инструменты
Методическая литература:
1. «От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2013
2. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду (для детей 2 – 7 лет). ФГОС.» - М. : Мозаика-Синтез, 2015
Интернет – ресурсы:
1. https://schci.ru/
2. http://www.maam.ru