Ирина Чернова
Малые фольклорные формы, как средство овладению навыками самообслуживания и правилами здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в детском саду и в семье.
Публикация «Малые фольклорные формы, как средство овладению навыками самообслуживания и правилами здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
В моем опыте предпринята попытка использовать фольклор как средство успешного привития культурно-гигиенических навыков детям раннего возраста как одного из важнейших навыков на данном жизненном этапе ребенка.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.
Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении решатся не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического.
Цель моего опыта: совершенствование у детей элементарных норм и правил здорового образа жизни через малые фольклорные формы.
Задачи:
• воспитывать культурно-гигиенические навыки у младших воспитанников;
• воспитывать положительное отношение к режимным моментам (умыванию, приёму пищи и т. д.) используя фольклор;
• повышать интерес к здоровому образу жизни через малые жанры фольклора;
• приобщать родителей к процессу формирования представлений о здоровом образе жизни средствами устного народного творчества.
В ходе моей деятельности, я пришла к выводу, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей раннего возраста;
- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).
Тема опыта актуальна для детей раннего возраста, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
В ходе моей деятельности по данному вопросу были разработаны:
1. перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста с использованием фольклора;
2. конспекты игровых образовательных ситуаций, дидактических упражнений, дидактических игр, игр-занятий, музыкальных развлечений;
3. игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков;
4. педагогический проект «Ладушки, ладушки» по формированию культурно-гигиенических навыков.
На начальном этапе моей работы был подобран фольклорный материал по всем режимным моментам в соответствии с возрастом детей, оформлена папка консультаций для родителей.
Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки : умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. При умывании детей произношу:
Водичка, водичка,
Умой Маше (Кире) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Или:
Чистая водичка
Моет Вике личико,
Ване ладошки,
Пальчики Платошке.
Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Щечки мыли? ДА!
Глазки мыли? ДА!
Ручки мыли? ДА!
И теперь мы чистые –
Зайчики пушистые.
Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Раскапризничался Саша.
Саша есть не хочет кашу.
Саша, с кашей не шути!
Как же будешь ты расти?
Ведь от каши, мальчик милый,
Ты получишь много силы.
Или:
Каша из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтоб Арина съела.
Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать, как это вкусно и полезно, и нужно обязательно попить, а то… «Коза рогатая, коза бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет».
Или дети очень любят песенку «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко…».
При одевании детей на прогулку проговариваем:
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай.
Когда малыши одеваются :
Вот они, носочки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем носочки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Напевая колыбельные песенки, глажу по головке, по спинке, кого по ручке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Спокойный, размеренный темп речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение.
Люли-люли, люленьки,
Прилетели гуленьки…
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Баю-баю-баю-бай.
Ты, собачка, не лай…
Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся, наш дружок,
Встань, наш Мишенька, дружок.
Или:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись,
Понягушечки, потягушечки,
Где игрушки, погремушечки,
Ты, игрушка, погреми,
Наших деток подними.
Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании детей раннего возраста очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.
Таким образом, использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста поможет решить многие педагогические задачи, обогатить социально-игровой опыт детей, развить их фантазию. Целенаправленное и систематическое возраста поможет им овладеть первоначальными навыками самообслуживания и гигиены в младшем возрасте и совершенствовать эти умения на протяжении всего пребывания в детском саду.