Бордюг Татьяна Юрьевна
Интегрированное занятие с элементами ручного труда для детей с ОВЗ младшего школьного возраста «Люблю березку русскую…»
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Приморско—Ахтарский комплексный центр реабилитации инвалидов»
«Люблю березку русскую…»
Интегрированное занятие с элементами ручного труда
для детей младшего школьного возраста
Воспитатель стационарного
отделения Т. Ю. Бордюг
2020 год
Тема: Люблю березку русскую…
Задачи:
• обогащать впечатления, способствовать дальнейшему получению и усвоению новых знаний о живом символе России - русской березе;
Публикация «Интегрированное занятие с элементами ручного труда для детей с ОВЗ младшего школьного возраста „Люблю березку русскую…“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конструирование, ручной труд, поделки
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• развивать познавательный интерес, расширять кругозор, обогащать словарный запас;
• развивать любознательность, интерес к изучению удивительного мира природы;
• развивать умения выполнять коллективную аппликацию из цветной бумаги, учить пользоваться шаблоном и вырезать ножницами деталь - березовый лист из сложенной напополам цветной бумаги;
• воспитывать эмоционально-патриотическое отношение и уважение к символу России;
• воспитывать чувства любви к Отечеству и гордости за него;
• прививать любовь и бережное отношение к природе;
Оборудование: мультимедийная презентация «Отчего так в России березы шумят», лист ватмана с изображением ствола березы, ножницы, цветная бу-мага, «волшебная палочка».
Ход занятия
1. Вступление.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим об одном красивом, стройном и белоствольном дереве, название которого вам подскажет эта за-гадка:
Белоствольная красавица
Гордо встала у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Дети: Береза. 2. Основная часть.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно отгадали загадку. Сегодня вы узнае-те много нового и интересного о березке. Но сначала ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. Кто из вас видел березку, и где это было?
Дети: Видели на улице, во дворе, у соседей, в городском парке, дома у бабушки.
2. В какое время года это происходило?
Дети: Весной; прошлой зимой; этим летом; осенью.
3. Какая березка вам больше понравилась – осенняя, зимняя, весенняя или летняя? Почему?
Дети: Все березы были красивы, но особенно запомнилась осенняя березка своей яркой окраской.
4. Как часто можно встретить березку в нашей местности? Почему?
Дети: Не очень часто, потому березы в нашей местности сами не растут, их нужно высаживать и ухаживать за ними.
Воспитатель: Давайте вместе внимательно посмотрим презентацию, послу-шаем песни, после чего поиграем в игру «Волшебная палочка» и расскажем, что мы знаем о березе.
Просмотр презентации «Отчего так в России березы шумят…»
Игра «Волшебная палочка»
Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они знают или узнали о берёзе.
Дети:
Береза - дерево, растущее по всей России.
Берёза – символ России, нашей Родины.
У берёзы белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза создает прохладу, а в холод согревает.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи, песни, картины.
В народе берёзу называют «берегиня».
Нужно бережно относиться к природе.
Воспитатель: Да, я с вами полностью согласна. Белую березу за ее чистую и неподдельную красоту издавна считают символом России, символом нашей Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, музыке, живописи и фольк-лоре.
Ты до того, березонька, красива,
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы…
Воспитатель: Как вы думаете, растет береза быстро или медленно по срав-нению с другими деревьями?
Дети: Долго.
Воспитатель: Береза за четверть века (25 лет) поднимается на высоту 5-этажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает в теп-лые летние сутки до 40 ведер влаги.
Физминутка «Станем мы березами»
Станем мы березами сильными, большими. (Стоя, поднять руки вверх)
Ноги – это корни, их поставим шире, (Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Ставят один кулак на другой)
Из глубин подземных воду доставали. (Наклоняются, черпают ладонями, сложенными чашечкой, воду).
Наше тело – стройный ствол, (Проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть-чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком)
В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой)
Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают)
Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой и поднятыми руками).
Воспитатель: Ребята, кто из вас видел, как цветет береза, и в какое время года это происходило?
Дети: Весной видели сережки на ветках.
Воспитатель: Зацветает береза в апреле. Цветки у неё – скромные сережки. Плоды березы разносятся ветром. Быстро растут они на вырубках леса, по-этому березу называют пионером лесов.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепались шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Вопрос: А кто знает полезные свойства березы?
Дети: С бабушкой собирали березовые почки, сок, заготавливали березо-вые веточки для веников.
Воспитатель: Березу еще в стародавние времена называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Дровами топили печи, лучинами освещали жилье, делали деревянные иг-рушки для детей, лечили больных с помощью березовых почек и сока, для бани использовали березовые веники. Их заготавливали из веток молодых берез. Как хорошо попариться с березовым веничком! Три дня после хоро-шей баньки отдает от человека свежим березовым духом. А как же хороши для русской бани березовые дрова!
Затоплю пожарче печку,
Эй, погрейся, Домовой!
А потом схожу на речку
За водою ледяной.
Дров березовых подбавлю –
Золотых поленьев жар.
А потом на стол поставлю
Старый русский самовар!
Воспитатель: Как вы думаете, какого возраста может достигнуть самая взрослая береза?
Дети: Сто или двести лет.
Воспитатель: Возраст березы достигает порой до 120 лет. Признайтесь, а кто из вас хоть однажды отведал березового сока? Где и когда это было?
Дети: Пили весной дома у бабушки.
Воспитатель: Каково было ваше общее впечатление после первой пробы бе-резового сока?
Дети: Понравился, только бабушка добавляла в сок немного сахара.
Воспитатель: Березовый сок - очень приятный и полезный, но деревья мо-гут погибнуть, если брать у них много сока и не «залечивать» ранки на стволах. Березы нужно щадить за добро
3. Практическая часть (аппликация)
Воспитатель: Сейчас мы выполним коллективную работу - аппликацию живого символа России - березы. Для этого каждому нужно вырезать ножни-цами из цветной бумаги и приклеить на лист ватмана с изображением бере-зового ствола березовый листочек (симметричное сложение). Какого цвета потребуется бумага и почему?
Дети: Желтого и зеленого, потому что осенью листья на березе не сразу все желтеют и опадают. (Коллективное выполнение работы).
4. Итог.
Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали и научились де-лать?
Дети: Береза – символ России, нужно любить и беречь свою Родину и ее живой символ, ценить то добро, которым она нас щедро одаривает.
Воспитатель: Довольны ли вы нашей коллективной работой?
Дети: Да.
Воспитатель: Я думаю, что наша березка тоже очень довольна своим осен-ним нарядом (показывает на коллективную аппликацию) и благодарит вас за внимание.
Красавицы свои у всех народов,
Вы в белых шубках – русская краса.
Столетья вам стоять под небосводом
России белоствольные леса!
Березы русские, красавицы лесные,
Вновь ваши песни сердцем я ловлю.
Постичь нельзя вас, не познав России,
И полюбить, как я её люблю!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!