Зинаида Бородина
Консультация о работе в лагере «Лето без границ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация о работе в лагере
Добрый день, уважаемые коллеги! Хотелось бы рассказать Вам о летней оздоровительной кампании, которая проходила в Черемховском районе детском оздоровительном лагере «Ёлочка» под девизом «Инклюзивное лето»
Инклюзивный летний оздоровительный отдых чрезвычайно важен, ведь самый естественный способ интегрировать детей с инвалидностью в общество – дать им возможность общаться со сверстниками.
Публикация «Консультация о работе в лагере „Лето без границ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Темочки
Согласно Конвенции о правах инвалида, ребенок с инвалидностью имеет право на отдых и досуг, который дает возможность восстановить силы, укрепить здоровье, а также заниматься творчеством и получать новые яркие и запоминающиеся впечатления наравне с другими детьми
В 2015 году Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» были внесены изменения, что позволили детям с особенностями здоровья пребывать в детских лагерях.
Главная цель инклюзивного отдыха — стирание границ между обычными и особенными детьми.
Детям с ограниченными возможностями здоровья, живущим в Центре, совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Наш летний лагерь находится на берегу Федяевского залива, в тени соснового леса в урочище Федяево
Большинство детей, находящихся в нашем учреждении – это дети с ОВЗ, дети – инвалиды.
За три года работы лагеря реабилитацию прошли 84 ребенка, имеющие отклонения в здоровье
Название патологии 2017 год
2018 год 2019 год
Болезнь Пертесса 1 1 1
Легкая умственная отсталость 23 20 14
Врожденный порок сердца 2 2 1
Врожденная аномалия сосудов оболочки глаз - 1 1
Расщелина твердого и мягкого неба - - 1
Нарушение роста и развития костей 1 1 -
Детский церебральный паралич 1 2 2
Патология слуха 2 1 -
Спинно – мозговые нарушения - 1 1
F - 71 3 - 1
итого 33 человека 29 человек 22 человека
Как вы видите в лагере проходили реабилитацию дети с разными отклонениями в развитии.
Особенности в развитии есть у каждой группы нарушений, но по нашему опыту работы, у них есть и общее:
• практически у всех детей уровень развития отличается, в большей или меньшей степени, от других детей возрастной группы;
• они обладают разным темпом речемыслительной деятельности;
• у детей нарушены коммуникативные навыки;
• им характерна повышенная утомляемость;
• у детей наблюдаются особенности моторного развития.
В ДОЛ «Ёлочка» реализовывалась Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Детство без границ» (рецензия от 03.06.2019 г. ОГБУДПО «Учебно – методический центр развития социального обслуживания, рецензент – Переломова Наталья Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научно – медицинской и инновационной работе)
Цель работы лагеря - создание условий для полноценного отдыха в период летних каникул, оздоровление детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей, а так же обучение детей нормам здорового образа жизни, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В период помещения детей в учреждение в лагере проводилась система мероприятий, направленных на знакомство ребят во временных детских коллективах, формирование навыков командного взаимодействия, ознакомление с территорией и с правилами проживания в лагере. Наиболее эффективными были тренинги и психологические игры на знакомство в отрядах, а также квест по территории, позволивший погрузить участников в тематику смен и в игровой форме исследовать территорию лагеря, а также познакомиться с его сотрудниками.
На протяжении всей смены каждый ребенок мог попробовать себя в разных социальных ролях – исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей – все это способствует социализации ребенка и раскрытии его индивидуальности.
В лагере с детьми проводятся Реабилитационные мероприятия:
• организация режима с учетом индивидуальных особенностей детей;
• ежедневный осмотр ребенка и системное наблюдение за здоровьем детей в течение всего периода нахождения в лагере;
• прием витаминов;
• лечебные процедуры (по назначениям);
• проведение занятий по лечебной физкультуре;
• рациональное сбалансированное питание;
• воздушные и солнечные ванны;
• утренняя гимнастика на свежем воздухе;
• подвижные игры на свежем воздухе;
• занятия адаптированными спортивными играми (зарница, футбол, игры по станциям и пр.);
• перенос основной деятельности на свежий воздух
• рациональная организация труда и отдыха;
• прогулки, походы, купание;
Мы не забываем и о всестороннем развитии личности. Вся работа с детьми направлена на реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных и прикладных умений и навыков.
В течение всего отдыха в лагере велась кружковая деятельность по следующим направлениям:
- Школа актерского мастерства;
- Студия рисования «Волшебная кисть»
- Спортивный клуб «Smart fit»;
- Аквааэробика
- Эколого – валеологический центр «В гармонии с природой»;
- Кружок художественного творчества «Мастерская Лета».
- Клуб «Мехенди»
- Студия «Яркий кадр».
Футбол, пионербол, волейбол, работа всех студий и кружков, чтение книг, викторины, конкурсы, концерты – всё это организовано, спланировано с учетом особенности всех детей.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществлялись с использованием:
1. Традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии, соревнования, работы в кружках и секциях, оздоровительные мероприятия, праздники);
2. Методов интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии, станционные игры, встречи с интересными людьми, практикумы, экскурсионная работа, квизы, квесты);
3. Методики коллективно-творческого дела (постановка мини-спектаклей, проектная деятельность, акции, концерты и фестивали, флеш-моб и другие).
В течение лагерной смены программа реализовалась по шести блокам – направлениям:
• Познавательный блок
• Экологический блок
• Трудовой блок
• Спортивно - оздоровительный блок
• Творческий блок
• Профилактический блок.
Особое внимание уделялось развитию познавательного интереса, экологическому и патриотическому воспитанию детей, спортивно-оздоровительной работе, профилактике ДДТТ, противопожарной безопасности, изучению правил поведения на воде, профилактике травматизма и инфекционных заболеваний. Были проведены инструктажи по технике безопасности, беседы, конкурс рисунков, данные вопросы были включены в мероприятия лагеря (квест, интеллектуальные игры и т. д.).
Мероприятия, запланированные в рамках данных блоков, способствовали развитию у детей чувства ответственности, надёжности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу.
Проведено большое количество профилактических мероприятий социальной направленности:
- игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и формирование культуры общения;
- мероприятия, направленные на мотивацию к здоровому образу жизни, в том числе: ежедневная музыкальная утренняя зарядка, летняя спартакиада, спортивные мероприятия;
- занятия с целью повышения уровня знаний в правовом поле;
- мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- занятия, направленные на формирование навыков общения и толерантности;
- мероприятия и мастер-классы, направленные на создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей.
Разные формы взаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях. Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельность получил возможность активного включения в социальную структуру группы.
Уникальность среды лагеря направлена на :
- социально-коммуникативную реабилитацию (изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли);
- социально-бытовую реабилитацию (деятельность, направленная на уход за собой и организация быта, помощь младшим и друг другу);
- социально-средовую реабилитацую ( овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания: походы, сплавы, экскурсии);
- социально-психологическую реабилитацию (наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений, повышение собственной самооценки);
- социально-культурную реабилитацию (экскурсии, концерты, конкурсы, театральные постановки).
В своей работе мы применяем :
Организационные формы: система малых, больших групп (от 3-х до 10 человек в группе); все виды игр; система «консультант», «патронаж»; разновозрастные группы; группы усиленной педагогической поддержки, группы сотрудничества).
Преобладающие методы: игровые с элементами проблемности, творческие, проблемно- поисковые, развивающие, репродуктивные, метод педагогической поддержки и патронажа.
Преобладающие подходы: сотрудничество, партнерство, дифференцированная и индивидуальная помощь, включение детей в социальные отношения, личностно - ориентированный подход с неформальным лидерством педагога.
В 2016 году Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, были выделены денежные средства на приобретение уличного игрового и спортивного оборудования по программе «Дети Приангарья»
Мы считаем, что насыщенная событиями жизнь в лагере на свежем воздухе под четким руководством всех специалистов дает огромный эмоциональный заряд детям на целый год вперед, позволяет прорвать стену изоляции и чувства одиночества перед трудностями, с которыми сталкиваются дети-инвалиды.
Особо значимым для наших воспитанников было пребывание среди здоровых сверстников, их оценка и реакция на ту или иную ситуацию, поведение, эмоциональная поддержка, готовность прийти на помощь. Именно этот фактор играет на наш взгляд определяющую роль в интеграционном процессе.
Мы предоставляем детям с ОВЗ в летний период возможность поверить в себя, поверить в исполнение своей мечты.